Мистический триллер «Дэмиен: Омен 2» (Damien: Omen II, 1978)

Поговорка о том, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца» в Голливуде просто не работает. Общеизвестно, если злодей в финале фильма не помер, то к бабке не ходи, он еще нагрянет в гости. А если помер, то и из могилы достанет. Другими словами, что бы ни произошло, а сиквелу быть.

Начатый в 1976 году Ричардом Доннером рассказ о пришествии на Землю Антихриста завершился на полуслове: уверовавший, наконец, в сатанинское происхождение своего приемного сына Роберт Торн не успел совершить ритуальное убийство дьявольского отродья. Всему виной доблестная лондонская полиция, для которой американский посол выглядел лишь как отец-шизофреник, собравшийся замочить невинного мальчика. Дипломата пристрелили на месте, а «ангелочка» Дэмиена передали на попечение его брату, промышленному магнату Ричарду Торну. Собственно, это и стало точкой отсчета для продолжения фильма, выпущенного в 1978 году под руководством сценариста и продюсера Харви Бернхарда и режиссера Дона Тейлора.

… С печальных событий, сделавших Дэмиена Торна сиротой, минуло семь лет. Все родственники посчитали нужным забыть прошлое, как страшный сон. Мальчика приютил его дядя, у которого уже был сын Марк от первого брака. Так они и жили душа в душу – Отец, вторая жена, первый сын и чужой.

Но если в пятилетнем возрасте Дэмиен еще выглядел как обычный ребенок, то к тринадцати годам его сущность стала все чаще выпячиваться наружу. Вокруг парня начали крутиться неслучайные люди, покровительствующие ему и в учебе, и в жизни. Однако находятся и те, кто начинает подозревать, что Роберт Торн неслучайно схватился за кинжал. Они чувствуют, что с мальчиком что-то не так. Особенно это «что-то» сквозит в его холодном, пронзительном взгляде, заставляющем людей падать ниц и хвататься от боли за голову.

Вокруг Дэмиена Торна умирают люди. Его бабушка слишком любила Марка – получи инфаркт. Настырная журналистка копается в газетных вырезках – ворона выклюет тебе зенки. Врач нашел что-то чужеродное в анализе крови – покатаем на неисправном лифте. Смерть стала визитной карточкой юного Антихриста. Дэмиен еще не знает, кем он является на самом деле, но нужные люди подскажут, направят, дадут дельный совет. И маленькие шалости перерастут в большие злодеяния…

На российском Кинопоиске второй «Омен» имеет явно завышенный рейтинг, а отзывы пестрят «зелеными», положительными рецензиями. Не имея должного мнения, по какому пути развивать дьявольскую франшизу дальше, авторы сделали коммерчески грамотный ход: они слепили простой и понятный аудитории ужастик про юность Антихриста. Учитывая, что все покровы с личности Дэмиена были скинуты в оригинале Доннера, создателям сиквела не осталось неразрешенных загадок. А если паззл не сходится, то туды его в качель, пущай зритель не скучает за библейским подтекстом и насладится злодейской мощью.

Поразительно, как убого и плоско Дон Тейлор, сменивший на режиссерском посту Майкла Ходжиса (последний выбыл из проекта из-за творческих разногласий с продюсерами), продолжил  историю персонажей Дэвида Зельцера. Беспомощная режиссура Тейлора не утопила киносериал окончательно, но значительно снизила интерес публики к «Омену». По кассовым сборам лента почти в три раза уступила оригиналу, подпортив тем самым и финальный аккорд – триквел «Финальный поединок», вышедший в 1981-м.

Куда исчезла атмосфера таинственности и ужаса, окружавшая дьявольское дитя? Вместо намеков – тупое мочилово. Трупы, трупы, трупы. Словно и не было напряженного саспенса, тягостного ожидания развязки и зловещих совпадений. «Дэмиен 2» — это прямолинейный, примитивный жутик, в коем нет ничего, что можно было бы однозначно похвалить. Если в первом фильме каждая смерть была Антихристу жизненно необходима, ибо расчищала ему путь наверх, то в сиквеле убийство входит в дурную привычку. Родственники, коллеги, случайные люди, сумевшие краем глаза заглянуть в темное прошлое семейства Торн – все они обречены. Смерть поставлена на конвейер, став единственной целью и средством одновременно.

Вот и получается, что «Дэмиен: Омен 2» — всего лишь необходимое связующее звено между шедевральным первоисточником и терпимым окончанием трилогии. Проходной двор, где каждый вынужден отметиться на пути в иное, куда более интересное место. И если бы не по-прежнему ласкающая слух классика композитора Джерри Голдсмита, да профессиональная работа оператора и специалистов по спецэффектам, то фильм не получил бы и трети зрительских голосов. Выезжая за счет кровавости и динамики повествования, сиквел вчистую уступает «Омену» Доннера по степени вовлеченности аудитории в происходящее на экране.

Примечательно, что Уильям Холден, сыгравший в «Дэмиене», был одним из главных кандидатов на роль Роберта Торна из первого «Омена». Однако тогда, в 1976-м, Холден посчитал, что роль в ужастике ему не под стать. Когда же «Омен» обернулся сказочными прибылями и хвалебными отзывами, актер засуетился и таки получил право сыграть Ричарда Торна. Но поезд уже ушел. В итоге, второй «Омен» стал для Холдена единственным опытом в жанре. И не слишком удачным, стоит признать.

Ходили слухи, что продюсеры «Омена 2» пытались задействовать в написании сценария Дэвида Зельцера, но тот наотрез отказался, ибо по жизни не любил писать продолжения. Позднее сценарист говорил, что если бы и подписался под этот проект, то продолжил бы историю Дэмиена Торна с того же места, где она закончилась в «Омене», только уже в Белом Доме.

Что касается Джонатана Скотта-Тейлора, этого странного мальчика со своеобразной внешностью и прической, то ему как-то не удалось выбиться в люди. Вполне возможно, что относительная неудача с «Дэмиеном» подкосила его карьеру. После этого молодой актер перестал появляться на киноэкранах и лишь периодически светился на телевидении. А с 1988 года, в возрасте 26 лет, и вовсе покинул шоу-бизнес и занялся делами поважнее.

2 Comments

  1. Да фильм не так уж и плох, как вы его тут описали. Его слабое место отнюдь не в режиссуре (снято всё очень и о чень достойно, пусть и не столь эффектно, как в первой части) а во вторичном сценарии, который просто — напросто предлагает нам абсолютно всё то же самое, что и первая лента, просто с большим размахом. Как говориться: «По законам типичного сиквела: всё тоже самое, но только больше».

  2. Вот видите, вторично, не столь эффектно, с потерей атмосферы, но с приростом кровищи и количества невинно убиенных граждан:) Не так уж и плох, согласен, но самый слабый фильм в трилогии. Хуже только неофициальное продолжение начала 90-х с подзаголовком «Пробуждение».

Оставить комментарий