Советский боевик «Криминальный квартет» (1989)

На стыке двух эпох, уходящей советской и замаячившей на горизонте российской, наш кинематограф впал в ступор. По стране, словно грибы после дождя, сотнями, тысячами стихийно организовывались видеоточки, где крутили лучшие образчики Голливуда. Очереди в кинотеатры редели день ото дня, а на телевидении стали появляться первые частные телеканалы, также демонстрировавшие преимущественно американские фильмы.

Отечественное кино, потеряв государственную поддержку, оказалось один на один с колоссальным конкурентом в лице Home Video. Нет, советскую классику не предали забвению, но снимать новое кино в такой обстановке было крайне рискованно. Напуганный валом чернухи в перестроечном кинематографе (одни только «Маленькая Вера» и «Меня зовут Арлекино» чего стоят), зритель махнул рукой на киношные страсти и пересел на иглу домашнего видео. Маститые классики, вроде Гайдая или Рязанова, так и не смогли «перестроиться», а их жалкие попытки угнаться за стремительно меняющейся атмосферой в стране, вызывали уныние. Нужны были новые идеи, новые герои, свежие, актуальные сюжеты, способные заинтересовать публику.

Как мы уже знаем, по сути, ничего не вышло. Наше кино обвалилось по всем статьям и до сих пор ползает на коленях, хотя на них стоит уже уверенно. А тогда, в конце восьмидесятых — начале девяностых, редкие «птицы» долетали до проката. Да так, чтобы их до сих пор помнили и любили. Одним из таких фильмов стал еще советский боевик «Криминальный квартет» Александра Муратова. Мне посчастливилось посетить премьеру, когда сам режиссер специально приехал в Новосибирск, чтобы презентовать свое творение. Да, в те трудные времена авторам приходилось рекламировать свои фильмы лично, а не через интернет и твиттер.

… Четверо воспитанников детдома дружат домами и семьями вот уже 25 лет. Судьба их не раскидала по «широкой и родной», все они остались жить и работать в родном Загорске, однако каждый выбрал себе стезю по способностям. Муханов, он же «Муха» (Николай Караченцов) и Сараев по прозвищу «Сарай» (Борис Щербаков) пошли служить в милицию. Их товарищ Семен Портной (Владимир Стеклов) окончил институт и доработался до должности помощника прокурора города. А тщедушный, но пытливый умом Коля «Ларь» Ларин (Владимир Еремин) подался в журналисты.

Дружба познается в беде. Когда Портной начал расследовать дело о крупной партии брака на местной обувной фабрике, он и понятия не имел, что нечаянно залез в змеиное логово. Рутинная проверка обернулась для следователя личной трагедией: в попытке скрыть масштабные хищения на предприятии, его владельцы, повязанные с уголовниками, похищают сына Портного. В качестве выкупа они требуют спустить расследование на тормозах, угрожая расправиться с мальчиком, если Семен заявит в милицию или будет упорствовать. Но убитый горем отец не стал набирать номер 02, а обратился за помощью к своим друзьям.

Проблема в том, что речь идет не о похищении курицы, когда надобно просто отреагировать. На кону стоит жизнь ребенка, следовательно, действовать надо быстро и скрытно. Вопрос в том, кто именно стоит за этим дерзким поступком? Круг подозреваемых слишком велик, а времени у четверки сыщиков катастрофически мало. Однако похитители сами спешат уничтожить улики и слишком уверены в своей безнаказанности. Они совершают ошибку за ошибкой, медленно, но верно превращаясь из хищников в жертв собственной жадности…

Есть тенденция путать двух Александров Муратовых. Первый, тот, что бывший муж Киры Муратовой и режиссер экранизации Вайнеров «Гонки по вертикали», родился в Харькове. Второй, коренной петербуржец, женат на певице Веронике Долиной и начал снимать кино в конце семидесятых. Среди его работ – детектив «Таможня», лента по книге Пикуля «Моонзунд», боевик с Певцовым «По прозвищу «Зверь» и, наконец, «Криминальный квартет». Родственных связей эти два кинодеятеля не имеют и их творческие пути ни разу не пересекались.

Так уж вышло, что из длинной фильмографии Муратова, а режиссер снимает кино и по сей день, я видел только «Криминальный квартет». И даже популярный в массах экшн «По прозвищу «Зверь» обошел меня стороной. Это я к тому говорю, что далеко идущих выводов о творческом росте Муратова-режиссера сделать не смогу, для меня он до сих пор остается лишь автором одного из лучших перестроечных фильмов.

Борис Гиллер, автор сценария «Криминального квартета», все грамотно рассчитал. Страна порядком подустала от вскрытия «гнойников». Что ни фильм, то покаяние, переоценка прошлого или демонстрация безрадостного настоящего. Бравые чекисты и кристально честные милиционеры резко трансформировались в продажных ментов. Понятные и в чем-то даже милые сердцу советского зрителя фальшивомонетчики, растратчики государственной казны, уголовники и бандиты уступили место коррумпированным чиновникам, проституткам, наркоманам, «ворам в законе» и мафиози. Чернуха лилась с экрана мощным, неуправляемым потоком, компенсируя все годы «застоя» и «розового очковтирательства».

Стране срочно требовались герои. Не какие-то мифические богатыри, и не рефлексирующие мачо в лосинах, а нормальные мужики, из плоти и крови, способные создать хотя бы видимость борьбы со всей этой нечистью, выползавшей из-под каждого куста. Да, герои «Криминального квартета» не идеальны. «Сарай» любит помахать кулаками и искренне считает, что добрым словом и пистолетом можно достичь большего, нежели только добрым словом. А его коллега Муханов форсит на «девятке» (первое появление ВАЗ 2109 на советском экране) и без тени сомнения превышает свои полномочия, ибо свято уверен, что маленькая ложь спасет большую правду. Не говоря уже о репортере Ларине, у которого есть связи везде, в том числе и в неблагонадежных слоях населения. Но это реальные люди и их поступки не вызывают у зрителя отторжения, ибо «не мы такие, жизнь такая». Что очень верно подметили Гиллер и Муратов.

Караченцов, Щербаков, Стеклов и Еремин – это новейшее воплощение «четырех мушкетеров». Один за всех и все за одного, а вместо скрещенных шпаг – ритуальное «ударим по рукам». Дружба, у которой нет фраз «не могу» или «не хочу». Если надо, то надо. И пулю за товарища словить, и карьерой пожертвовать, и на личную жизнь – наплевать. В этой команде нет запасных игроков, только яркие звезды. И блестящий Караченцов на пике своей формы, и хулиганистый Щербаков, и мозговитый Еремин, и даже принципиальный Стеклов.

Забавно, что помимо вышеуказанных актеров, в картине заняты и другие замечательные исполнители, но все на ролях неприглядных. Семен Фарада в образе мелкого стукача. Игорь Ясулович в роли мерзопакостного жулика, пытающегося нажиться на чужом горе. Олег Анофриев – так и вовсе член бандитской шайки, а Лев Прыгунов, как всегда, играет настоящего злодея. Эпизодические персонажи, но все такие запоминающиеся. Что и говорить, советская школа. Умение выжать из самой мелкой партии максимум.

Безусловно, «Криминальный квартет» — это не шедевр на все времена, и даже не новое слово в жанре. Просто удачно и, главное, вовремя снятый фильм, где есть «все то, благодаря чему, мы, несмотря ни на что». А для поколения восьмидесятых – еще и повод для ностальгии по временам, когда милиция была милицией, Караченцов был неимоверно крут, а заслуженный артист РФ Еремин вещал в живую,  а не дублировал заокеанских звезд, вроде Аль Пачино, Микки Рурка и Роберта Де Ниро.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий