Трагикомедия «Рассказы» (Rasskazy)

Необычно и оригинально. Одобрям.
Одобрение кота Бублика

Некий писатель (Владислав Лешкевич) приносит в редакцию крупного издательства рукопись со своими рассказами. Глава издательства (Константин Юшкевич) говорит писателю о том, что рассказы сейчас никто не покупает, потому что в моде крупные формы — роман, повесть и всякое такое, — так что писателю дан от ворот поворот. Рукопись кидается в корзину, но оттуда ее выуживает секретарша Ольга (Дарья Носик) и начинает читать. Позже рукопись отбирает заместитель главы издательства и читает вторую новеллу. Третью новеллу читает уборщица, четвертую новеллу — сам глава издательства.

Новелла «Мир крепежа». Будущие молодожены Ольга (Дарья Носик) и Дмитрий (Андрей Петров) встречаются с человеком (Андрей Мерзликин), который обещает спланировать им свадьбу. Ольга и Дмитрий — очень современные, и они хотят все спланировать совершенно четко, до мелочей. В процессе разговора выясняется, что человек, планирующий свадьбу, может им спланировать и всю оставшуюся жизнь.

Новелла «Круговое движение». Взятка, данная мастеру автосервиса, чтобы он помог сделать техосмотр, начинает свое восхождение на самый верх — до президента.

Новелла «Энергетический кризис». Работница библиотеки небольшого городка Анна Петровна (Тамара Миронова) привлекается милицией и местной администрацией для поисков пропавшей девочки. Анна Петровна обладает очень мощной энергетикой.

Новелла «Возгорится пламя». Глава издательства (Константин Юшкевич), стоя в московской пробке, знакомится с молоденькой девушкой (Любовь Новикова). Между ними вспыхивает бурная страсть, однако через некоторое время издатель вдруг выясняет, что девушка не имеет понятия о самых элементарных вещах недавней истории.

***

Не особенно распространенная, но при грамотном подходе вполне выигрышная тема фильма, состоящего из нескольких различных новелл. Здесь оно с самого начала так и предполагается: понятно, что сборник рассказов, принесенных автором в издательство, превратится в отдельные киноновеллы.

В анонсе почему-то написана какая-то чушь вроде «Рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает влиять на жизнь любого, кто откроет её и прочтет хотя бы страницу». По фильму рукопись не начинает влиять на жизнь любого, кто откроет ее. Просто каждый, прочитавший соответствующий рассказ, становится участником этого рассказа — главным или второстепенным.

Но, впрочем, какая разница, какой там анонс? Давайте говорить о самих новеллах.

Начинался фильм с новеллы «Мир крепежа», которую Михаил Сегал показал на «Кинотавре-2011», и она получила приз как лучший короткометражный фильм. После этого Михаил решил сделать полнометражный фильм, состоящий из четырех новелл.

(Аналогичная история, кстати, была с джармушевским «Кофе и сигареты», который начинался с отдельной новеллы «Кофе и сигареты: где-то в Калифорнии».)

Скажу сразу, мне понравился этот фильм. В отличие от подавляющего большинства совершенно заштампованных и клишированных киноподелок, выпускаемых российским кинематографом все последнее время, здесь видно желание режиссера (он же является сценаристом) сказать что-то свое, донести какую-то мысль, а не просто «снять фильмец».

Причем все четыре новеллы — совершенно разные. Сатирические, абсурдные, иногда мистические, но одновременно — совершенно жизненные, особенно последняя миниатюра.

«Мир крепежа» — это как раз такой легкий абсурд. Распорядитель свадебных торжеств выстраивает для молодых людей их свадьбу, а потом предлагает выстроить и запланировать всю их оставшуюся жизнь. Снято просто превосходно, причем мне первый раз в жизни очень понравился Андрей Мерзликин, играющий этого распорядителя, хотя до этого, в общем, толком не нравился нигде. (Ну разве что в «Горячих новостях»он сыграл неплохо.) Но тут — просто блеск. Практически вся новелла держится на нем, и что он там вытворяет — это надо видеть. Вдохновенное чтение пошленьких стишков, выстраивание мизансцены с молодыми, многозначительные взгляды, когда он обещает им распланировать всю жизнь, — просто замечательно, пять баллов!

«Круговое движение» начинается как круговорот взяток в российской природе, причем один из пяти эпизодов снят очень пронзительно (преподаватель), а другой, с военкоматом, довольно смешно (в хорошем смысле — просто забавно сделано). Поначалу ожидаешь какого-нибудь анекдотического окончания (тем более что там в какой-то момент конверт метится кровью, пошедшей из носа одного из персонажей), но развитие быстро идет дальше наверх, показывая президента как символ всего этого порочного круга. Президент (его играет Игорь Угольников) сделан очень аллегорично: бескрайняя, прекрасно ухоженная лужайка, на которой сидит президент весь в белом, пьющий чай и благостно цитирующий классиков, которые подсказывают потеющему губернатору, которому грозят отставкой, какую цену он должен заплатить президенту, чтобы этой отставки не было. Причем эти классики с нужными закладками разбросаны по всей бескрайней лужайке.

С одной стороны, никакого такого особо смелого отражения российской действительности тут нет — ну, то есть отражено-то все правильно, но это даже не секрет Полишинеля, а просто общеизвестные прописные истины. Тем более что эти ребята, которые все в белом, свои требования губернаторам озвучивают, совершенно никого и ничего не стесняясь, а взяточно-откатная экономика стала уже давно нашей реальностью, и ее основы скоро будут преподавать в университетах.

Но с другой — для фильма, снятого в том числе на деньги Фонда кино (мы-то еще помним, что это — НАШИ деньги, но распоряжаются ими ребята все в белом), это было все-таки довольно смело.

«Энергетический кризис» — пожалуй, единственная новелла, которая мне не то чтобы не понравилась, но показалась явно невнятной в финале. Впрочем, возможно, я ее просто не понял. Пересказывать не буду, чтобы не портить впечатление тем, кто фильм еще не видел. Но скажу, что начало новеллы с этими милиционерами и всякими начальственными персонами, которые смотрят на пожилую библиотекаршу, делающую пассы над полем, приговаривающими: «У нее очень сильная энергетика», — оно было сделано очень забавно.

«Возгорится пламя» — это самый блеск! Тут никакой мистики и никакого абсурда. Просто солидный человек в возрасте расцвета мыслей и финансовых возможностей, молодая, но ограниченная красотка, внезапно вспыхнувшая страсть, в которой нет ничего, кроме траха-перетраха, ну и быстрое разочарование солидного человека в том, что, кроме траха-перетраха, тут ничего нет. И фраза «Да о чем с тобой трахаться-то» — как апофеоз!

Смотрится просто замечательно — в основном за счет игры Константина Юшкевича, которого я считаю прекрасным актером. Он и здесь не подвел: очень здорово сыграна как первоначальная страсть со всякими многозначительными взглядами в сторону заместителя — мол, какую я молодушку того-этого, — так и последующее прозрение по поводу того, что о чем с ней, в общем-то, трахаться…

Ну и, кстати, забавно то, что Юшкевича конкретно загримировали под Дмитрия Диброва: та же якобы небрежная прическа от Tony&Guy, стильные очочки, взгляд усталого мэтра и молоденькая девочка, которая ему годится в дочурки, но через пару-тройку лет устареет, потому что подрастет очередная восемнадцатилетняя, а эта превратится в двадцатилетнюю старуху. Вот все просто один в один. Только реальный Дибров на всю страну жаловался на омерту, которую против него «развязали журналисты» (я до сих пор не понял, что это значило), а экранный персонаж повел себя как мужик.

В результате — понравилось, действительно понравилось. Оригинально, необычно, виден явный авторский подход, как минимум две новеллы из четырех (первая и последняя) — на мой взгляд, просто на четверку с плюсом, в результате получаем действительно хорошее российское кино, которое я посмотрел с большим удовольствием. Потому что я уже почти отчаялся увидеть что-то, что выходит за рамки «У нас стало более лучшее кино — 2» или «Боя с ветошью — 4». А здесь — именно что выходит за рамки. Потому что редкая талантливая и действительно интересная птица долетит до середины современного российского кино. У этой птицы — получилось.

P. S. А отзывы на этот фильм от российских критиков — очень и очень разные. От восторженных до уничижительных, которые «Рассказы» называют «Ералашем для взрослых». Ну, все имеют право на собственное мнение.

Публикуется с разрешения автора. Оригинал кинорецензии — на Exler.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий