Криминальная драма «Эффект колибри» (Hummingbird, 2012)

Случалось ли вам напиваться до чертиков? А до зеленых человечков? Ладно, не стесняйтесь, белочку-то видели все. А вот персонажу фильма «Эффект колибри» в исполнении британского актера Джейсона Стэйтема довелось наклюкаться до порхающих тропических птичек. И это вовсе не смеха ради, просто у каждого свои кошмары.

… Бравый солдат Джоуи Смит был таковым до тех пор, пока не оставил службу в Афганистане. Самоволка не красит гражданина Соединенного Королевства, где к дезертирам применяются самые жесткие меры. Но Джоуи совершил на войне ошибку, которую нельзя исправить или замолить у бога. Легальная жизнь в Лондоне ему заказана, как и общение с семьей. Теперь он простой бомж, у которого есть бутылка, коробка для ночлега, бесплатные обеды от монашки Кристины и теплый сотоварищ в лице беспризорницы Изабель.

Hummingbird-5

Однажды ночью в переулок, где обитает Джоуи, как обычно, наведались «сборщики налогов». Джоуи вспылил, за что был бит и почти убит, но вовремя унес ноги и волей случая попал в квартиру странствующего гея-фотографа, который отбыл до октября в «Большое яблоко». Судьба подарила бывшему коммандос шанс: он тихой сапой проживает на хате в Сохо, одевается в дорогие шмотки, ездит на «мерседесе» и пользуется чужой кредиткой. Но Джоуи в душе не вор и не альфонс, и пора ему вернуться к жизни, очухаться от приступов летающих колибри и перестать запивать ночные кошмары водярой.

Кесарю – кесарево, поэтому солдат устраивается на ту работу, которую умеет делать. Он трудится на китайскую мафию, вышибает долги, поясняет на сломанных пальцах требования босса и живет на широкую ногу, позволяя себе «тайную»  благотворительность по отношению к бывшим коллегам по трущобам. Он также изливает душу монашке, чей приход регулярно кормит нищих. И дарит ей дорогие подарки, потому что нравится она ему и все тут. Но нельзя вот так взять и стать хорошим. Нельзя одновременно жить по совести и продолжать энергично грешить. Круг замкнется, и кому-то придется заплатить сполна…

Hummingbird-4

Поклонники британского крепыша и нового героя боевиков Джейсона Стэйтема оказали «Эффекту колибри» Стивена Найта холодный, чисто английский прием. Они привыкли видеть в кадре элегантно крутого и вечно небритого красавца, который шутя раскидывает толпы противников, палит наперевес из всех видов оружия и мастерски укладывает злодеев штабелями. Традиционный образ Стэйтема клонируется из фильма в фильм, и мы уже позабыли, что некогда актер профессионально занимался плаванием, участвовал в составе сборной в Олимпийских играх и даже подрабатывал моделью мужской одежды. Сегодня Стэйтем прочно ассоциируется у публики с массой одинаковых по стилю и исполнению экшнов, начиная с «Перевозчика» (2002) и заканчивая «Паркером» (2012).

Судя по реакции зрителей, Стэйтем чуть ли не на Гамлета замахнулся. А что, Гибсону после «Смертельного оружия» и Безумного Макса» можно, а ему нет? На самом деле, его образ практически не претерпел изменений, разве что капельку драматизма добавили и трагичности. Заложник судьбы-злодейки, «солдат, не знающий слов любви». Может, и не принц датский, но почти король Лир. А также «защитник», «профессионал» и «перевозчик» в одном флаконе. Неизменный строгий костюм с галстуком, выбритый череп и ухмылка, которая не сулит врагам ничего хорошего. Его герой по-прежнему ловко машет кулаками, прикрывает спиной обездоленных, совершает странные, но искренние романтические поступки и уходит на закат, красиво завершив миссию. Чего же боле, спрашивается?

Hummingbird-2

Претензия одна, но солидная: Стэйтем не тянет. Пока, разумеется. Подобно своему коллеге по цеху Дуэйну Джонсону, который аналогично решил попробовать силы в криминальной драме «Стукач», англичанин постоянно «недо и пере». То мы видим привычного бескомпромиссного бойца, то неудачника с грязными патлами и жалостливым взглядом побитой собаки. То рука инстинктивно ломает конечности оппоненту, то дрожит, прикладываясь к бутылке со знакомой с детства этикеткой.

И совсем уж надуманно и фальшиво звучит его финальный диалог, вовремя которого Стэйтем тщетно давит из себя слезу, хотя проще было бы нацедить воды из куска гранита. Никому не хочется его жалеть, потому что, во-первых, он бандит, хоть и обаятельный и совестливый, а, во-вторых, член команды «Неудержимых». Слай тоже рыдал в «Рокки» и «Рэмбо», но в эпоху восьмидесятых могучие киногерои могли позволить себе сентиментальность. Да что там говорить, если «Железный Арни» разгуливал по экрану то в семейных шортах, то ходил с животом на девятом месяце. А Джейсон всего лишь всплакнул в камеру и все – срыв сборов, гневные отзывы, волна фекалий на любимого актера. А он ведь старался, это видно.

Не особо помогает и тот факт, что знаток лондонского дна Стивен Найт, впервые решивший собственноручно срежиссировать свой же текст, не слишком старался разнообразить события. Мужикам определенно не хватит рукопашных баталий и фирменного циничного юмора Стэйтема, а женщины будут крайне разочарованы романтической линией с монашкой, от которой по определению ждать ничего вразумительного и праздничного не стоит. Тем более что герой крайне непоследователен в своих притязаниях: он будто бы на словах не любви, а спасения души ищет, а на деле совращает служительницу господа. У последней, правда, своих скелетов в шкафу целый взвод, но разве это ее оправдывает? Лирический мотив у авторов явно не получился, хотя польке Агате Бузек не откажешь в самообладании – она стойко держит оборону супротив столь обаятельного и брутального британского мачо.

Hummingbird-3

Любопытно, что при бюджете всего два миллиона долларов драма Стивена Найта в Америке собрала жалкие 36 тысяч. А вот в России, где боевики с участием актера (да и вообще жанр в целом) в почете, картина чуть ли не окупилась. Разумеется, потому что все шли на боевик, не ожидая, что тандем английских киношников подложит такую свинью. «Идеальная» драма в изложении Найта – это чрезмерное совокупление совпадений, когда все делается к лучшему, а то, что к лучшему – то не делается. Проще говоря, Стэйтем ввязался не в ту драку, а посему грех сетовать на условно сломанные ребра. Тем не менее, таланта актеру не занимать, мы еще помним и «Револьвер», и «Ограбление на Бейкер-стрит», где британцу удавалось выходить за рамки привычного образа.

«Эффект колибри» — попытка, которая пойдет в зачет, но переломной вехой в карьере англичанина не станет. Тут надо либо конкретно идти напролом и вовсе перестать махать кулаками в кадре, либо, по примеру старших товарищей, рядиться в клоуна и разрывать шаблон, как Тузик грелку. Джейсон сделал маленький, неуверенный шажок и оступился. И пока больше не планирует играть в трагедию, предпочитая железными ударами вбивать свое имя в антологию боевитого жанра: уже в следующем году он собирается побывать в шкуре бывшего военного, агента по борьбе с наркотиками, головореза и злодея. А театральные подмостки отложены на черный день.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий