Триллер «Свидетель» (Witness, 1985)

Каждый талантливый австралиец, рано или поздно, оседает в Голливуде. Список имен обширный: Мел Гибсон, Хью Джекман, Хит Леджер, Кейт Бланшетт, Джеффри Раш, Баз Лурман. Одним из первых выходцев с зеленого континента, покоривших американскую аудиторию, стал режиссер Питер Уир, чья лента «Свидетель» (1985) была номинирована на восемь наград киноакадемии.

Witness-3

И не беда, что из восьми номинаций сыграли только две, за сценарий (по рассказу Памелы Уоллес) и монтаж. Жюри Оскара обошло вниманием и Харрисона Форда, и работу режиссера с оператором, не отдало предпочтение и замечательной музыке Мориса Жарра. В том году победу праздновала мелодрама Сидни Поллака «Из Африки», а куда менее позитивные ленты Уира, Спилберга («Цветы лиловых полей»), Хьюстона («Честь семьи Прицци») и Бабенко («Поцелуй женщины-паука») попросту не вписывались в радужный настрой киноакадемиков. Тем не менее, уже тогда было ясно, что африканская зарисовка Поллака уступала своим конкурентам по всем фронтам. Прошли годы, и многочисленные зрительские рейтинги лишь упрочили положение «Свидетеля», тогда как «победитель» уже никому не интересен.

… Беда не приходит одна. После скоропостижной кончины мужа молодая Рейчел, дабы развеять мрачные мысли, отправляется навестить сестру в Балтиморе. Однако путешествие заканчивается, не успев начаться: отлучившись на ж/д вокзале в уборную, ее малолетний сын Сэмюэл становится невольным очевидцем жестокого убийства. Для девушки, которая родилась и выросла в закрытой общине амишей, подобный поворот событий лишь подтверждает правильность верований в загнивающую цивилизацию. Но теперь им придется задержаться в чужом городе, ибо Сэм из обычного ребенка превратился в важного свидетеля.

Witness-1

Дело дрянное, жертвой убийц стал полицейский, но хуже всего, что в одном из нападавших мальчик узнает другого копа – офицера МакФи из отдела по борьбе с наркотиками. Заведующий расследованием детектив Джон Бук понимает, что подобная информация может стоить ребенку жизни, поэтому обращается за советом к своему давнему другу и наставнику Шеферу. Не ведая, увы, что Шефер – главное звено в этой коррупционной схеме. Прознав, что их махинации раскрыты, старик приказывает своим головорезам устранить пытливого детектива и мальчишку.

Буку повезло, он остался жив и успел увезти женщину и ее сына домой. Тяжелораненый полицейский вынужден остаться у амишей, что в принципе ему на руку: община отрезана от внешнего мира и цивилизации, здесь нет ни телефонов, ни телевидения. Восстанавливая силы, Бук постепенно влюбляется в заботливую и одинокую Рейчел, привязывается к мальчику, но понимает, что Шефер и его подонки, рано или поздно, выйдут на их след и попытаются завершить начатое злодеяние…

«Свидетель» интересен хотя бы тем, что для кого-то этот фильм стал путевкой в жизнь, а для других, в первую очередь, для номинальной звезды картины Харрисона Форда – засчитанной попыткой сменить имидж и продемонстрировать свой талант. Форд, прославившийся у Лукаса и Спилберга, неожиданно для многих выбрал для себя камерный сценарий, смесь триллера и мелодрамы, при полном отсутствии приключений, погонь, каскадерских трюков и спецэффектов. За смелость Форда вознаградили номинацией на Оскара, но мы и сами видим, что актер вырос профессионально, это уже не красавчик-бизнесмен из «Деловой девушки», не рубаха-парень из «Звездных войн» и не суперархеолог «Индиана Джонс». Звезде удалось «не звездить», а изобразить на экране загнанного в угол человека, коему приходится в одиночку бороться как со своими «продажными» коллегами, так и с неприятием общины амишей, для которых Джон Бук – злое семя ненавистной цивилизации.

Witness-2

Питер Уир, коему после блистательных драм «Пикник у Висячей скалы» и «Галлиполи» в Австралии стало тесно, осознанно переметнулся в Голливуд, дабы получить свободу действий и возможность работать с лучшими из лучших. С собой он захватил оператора Джона Сила, будущего лауреата Оскара за «Английского пациента» и номинанта за «Человека дождя». Собственно, операторский стиль узнается сразу, ибо Силу изумительно удались как идиллические пасторальные картины сельской местности, так и напряженные сцены действия.

У авторов фильма получилось уместить в полтора часа экранного времени сразу три жанра. С одной стороны, перед нами изобретательный и захватывающий триллер, в коем фигурирует невольный свидетель, честный полицейский, «оборотни в погонях» и таинственная история о пропавшей партии наркотиков. С другой, типичная мелодрама о внезапно вспыхнувшей страсти между волевым и храбрым мужчиной и матерью-одиночкой. Их отношения опасны вдвойне, ведь одному нельзя расслабляться, а девушка находится под пристальным наблюдением общины, которая осуждает любые вольности, тем более по отношению к чужакам.

Но главное, что Уир привнес в чисто жанровый сценарий социальный подтекст. Путешествие Джона Бука к амишам – это своеобразный побег от цивилизации. Спасая свое тело, Бук заодно лечит и душу, окунаясь в мир, где люди привыкли молиться перед приемом пищи (даже в закусочной), решать все свои проблемы сообща (строительство амбара всем миром) и согласно заветам Христа подставлять другую щеку, вместо того, чтобы оказывать сопротивление. С последним Буку мириться тяжелее всего, ведь он привык решать вопросы силой.

Столкновение миров в картине «Свидетель» не принимает форму апокалипсиса, зрителя плавно подводят к мысли, что замкнутый мир, в котором проживает Рейчел и ее сын – это не причина, а следствие. Эти люди сознательно не хотят идти в ногу с прогрессом, отказываясь от внешних «благ». Они привыкли рассчитывать только на себя, на своих близких и родных, тогда как для окружающих амиши – забавные «фрики», отшельники, отщепенцы. Впрочем, для обеих сторон характерно нежелание что-то менять в сложившейся ситуации и отсутствие взаимопонимания – результат взаимного же отчуждения.

Witness-4

Говоря о том, что лента стала «путевкой в жизнь», я подразумеваю удачный старт сразу для нескольких актеров и актрис. С Фордом все понятно, он лишь укрепил свои позиции на Олимпе, а вот актрисе Келли МакГиллис явно повезло с партнером. Успев пару раз засветиться на телевидении, МакГиллис почти сразу же попала в поле зрения Уира и после «Свидетеля» стала пользоваться спросом у продюсеров. Правда, пик ее карьеры наступил буквально через год: Келли сыграла в паре с Томом Крузом в суперхите 1986 года «Лучший стрелок».

Плохого парня, офицера МакФи, сыграл темнокожий актер Дэнни Гловер, коего мы любим и знаем, по сути, только по четырем частям «Смертельного оружия». Гловер, кстати, в том году отличился, ибо был занят и в «Цветах лиловых полей» Спилберга, которые также номинировались на Оскара.

На этом знакомые лица не заканчиваются. Скромного приятеля Рейчел, фермера-амиша Дэниэла, изобразил на экране бывший советский балерун Александр Годунов, для коего фильм стал первой работой в американском кино после ссоры с Михаилом Барышниковым и ухода из балета. Сколотить себе имя в кинематографе Годунову не получилось, он рано умер и успел сняться только в нескольких лентах, включая знаменитый «Крепкий орешек» (террорист Карл). А вот его партнер по «Свидетелю» Вигго Мортенсен (младший брат Дэниэла), несмотря на очень эпизодическую роль, умудрился уже в нулевых стать полноценной звездой. Достаточно вспомнить трилогию «Властелин колец» (Арагорн) и «Дорогу».

Что касается мальчика Лукаса Хааса (Сэмюэл), то он по-прежнему осваивает актерскую профессию, причем довольно успешно, участвуя на вторых ролях в таких громких проектах как «Начало» Нолана и «Линкольн» Спилберга.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий