Комедия «Быстрее, чем кролики» (2013)

С некоторых пор вся кинопродукция, выходящая из под пера знаменитой четверки «Квартет И», стала своеобразным брендом, на который ориентируются и с которым сравниваются все отечественные комедии последних лет. С момента выхода на экраны нашей страны «Дня радио» этот комедийный квартет превратился в знак качества, потому как смешно, оригинально, большей частью свежо и «в яблочко».

Правда, любой поначалу свежий продукт имеет свойство залеживаться, поэтому почувствовав волну, фигуранты «Квартета И» поспешили воспользоваться благодатной ситуацией и начали выстреливать фильмами чуть ли не ежегодно. Вслед за дилогией «О чем говорят мужчины» актеры и сценаристы (а с некоторых пор  еще и продюсеры) Леонид Барац и Ростислав Хаит, заручившись поддержкой своих коллег Александра Демидова и Камиля Ларина, выпустили в начале 2014 года новую комедию с провокационным заголовком «Быстрее, чем кролики». Дав тем самым мощный ответ забугорному «Мальчишнику в Вегасе», только с местным колоритом и мистической подоплекой.

Bystree-chem-kroliki-4

… Очнувшись поутру (хотя время суток не уточняется) в незнакомой и, прямо скажем, странной обстановке, Леша и Слава с трудом пытаются восстановить события прошлой ночи. В комнате без окон и дверей, зато с множественными извилистыми коридорами, спасительным в отсутствие санузла фикусом (его роль играет декоративная пальма), закрытым гробом, непонятными статуями и веночками с соответствующими напутствиями. Вспоминается плохо, и даже с появлением их продюсера, который напрочь отказывается верить в загробную версию происходящего, ситуация не упрощается.

Вскоре подтягивается вся тусовка – алкоголик и по совместительству сотрудник ГИБДД, бывший одноклассник из Америки, проститутка и даже трансвестит Гена. Судя по всему, ночка была бурной, и если сложить все воедино, то даже весьма интересной. Только вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Кто из собравшихся запал на переодетого мужика, с коим компания явно заезжала к продюсеру домой, чтобы спустить нашкодившего кота в унитаз? Каким образом на вечеринку попал хорошо закладывающий за воротник мент, и уж тем более давно забытый староста класса, двадцать лет назад отъехавший в Новый Свет? Может на все эти сакраментальные вопросы ответит девушка Лена, сопровождавшая мужчин в лимузине в их увеселительной поездке из Москвы в Санкт-Петербург? А может точки над «ё» расставит гигантский кролик, который точно знает, кто и что пил, ел и когда всех, наконец, отпустит?..

Bystree-chem-kroliki-1

Рано или поздно, приедается все. Вот тот же «Мальчишник» сдулся уже на сиквеле, потому как одними гениталиями сегодня зрителя не удивишь. «Квартет И» еще находится в процессе, но кризис идей уже налицо, потому как если пошли продолжения и заимствования, хорошего не жди. Еще смешно, но уже чувствуется натяг.

Оперируя узнаваемыми архетипами, создатели комедии умело выживают из расслабленной новогодними праздниками публики не просто смех, а натуральный ржач. Потому как если назвать трансвестита нужным словом, смеются все. Потому что этими словами в кино обычно не разговаривают, их произносят сидя за рулем в пробке, или в очереди у кассы, или тихо, про себя, по вектору в начальство. А тут можно.

Если мент, то обязательно алкоголик и трус. Если мужик, то почему-то в женском парике и с синими ногтями, тенденции нынче такие. Проститутка обязательно наставит на путь истинный и полюбит самого ничтожного персонажа, который, в свою очередь, настолько жалок, что над ним хохотать даже грешно. Продюсер – толстый ловелас, у которого нет друзей, только кредиторы, подчиненные и веер любовниц. Все по штампу, все как по нотам, поэтому и срабатывает на все сто. Главное – актуально. Сколько таких заблудших во мраке посталкогольного синдрома душ собирается в кинотеатрах по всей России? А если столь жестокое похмелье вам незнакомо, то его легко представить.

Bystree-chem-kroliki-2

Ребята из квартета по-прежнему хороши в том, что называется «камерное кино». Не выходя из четырех стен, они разыгрывают драму, комедию, фарс и трагедию в одном флаконе. Это не какие-нибудь всенародные «Елки», приторно сливающиеся в едином новогоднем угаре под звон курантов. Скорее, простая история, которая может произойти с каждым из собравшихся в зале, хотя не каждому доступны столь мощные «колеса», чтоб память отшибло на полтора часа экранного времени. Для особо отметивших даже мультипликационный синопсис есть. Мол, кто не понял, повторяем пошагово.

Кое-кто вспомнит даже не хулиганский «Мальчишник», а жестокую атмосферу «Пилы», где загнанные в угол персонажи вынуждены натурально мочить друг дружку во спасение живота. Наши «кролики» тоже топят соседа, только в более изящной манере. Даже на том свете можно подытожить кровные обиды, уличить собрата в жадности или глупости, обидеть словом али делом, все равно. Этакий клаустрофобический паноптикум, где каждый сам за себя, а Бог – против всех. К последнему никто не взывает, хотя об адских муках упоминается через слово. Да и Господь в образе хамоватого гаишника – это, вероятно, перебор с токсинами в умах сценаристов.

Bystree-chem-kroliki-3

«Быстрее, чем кролики» нельзя смотреть без подготовки. Будет смешно, но в неправильных местах. Общий замысел куда глубже, и здесь «Квартет И» себе не изменяет ни на йоту. За буффонадой плавится душа, закованная в тесные рамки жанра. Вот что бывает, когда люди сами играют по своему сценарию: они могут каждую шутку преподнести в двух ракурсах – понятном и параллельном понятному. Из таких осколков мыслей и собирается фильм, где к финалу уже и не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться.

Данная картина – снова экранизация спектакля, но не столь мрачная и философски удушающая, как театральная постановка. Новый Год все-таки, коммерция опять же, имидж комедиантов, туды его в качель. За свои деньги Барац и Хаит постеснялись оставить зрителя без настроения, тем более что соперники в соседних кинозалах, хоть и без выдумки, но каждую вымученную улыбку выдушат. И все же после просмотра на душе нет былой легкости «Дня выборов» или «О чем говорят мужчины». Вроде и гэги уморительные, и персонажи абсурдно-забавные, и даже привычный сонм знаменитостей пролетает в эпизодах, но общий посыл навевает тоску. Не уныние, а именно грусть, потому что верно подмечено – нет смертоносней болезни, чем усталость от жизни. А здесь ее – хоть лопатой выгружай.

2 Comments

  1. Вот тут разрешите не согласиться.
    Почему «Кроликов» сравнивают с «Мальчишником в Вегасе», от которого в этом фильме есть только начало: «проснулись в странном месте и ничего не помним»?? Тут и мата не так много, и юмора пердильного почти нет.
    Да, «Кролики» — не шедевр. Но если брать его новогодних конкурентов, то уж получше, чем третьи «Ёлки» (от которых после просмотра вообще нифига не запомнится) или комедия от создателей «Самого лучшего фильма», которые голую задницу не стесняются на весь экран показать.

  2. У меня осталось двойственное впечатление от «Кроликов». С одной стороны, смешно и очень похоже на ранние работы «Квартета И». С другой, явно чувствуется дисбаланс между желанием снять коммерчески успешное кино и просто хорошо экранизировать свой же спектакль. «Елки 3», несмотря на свой тупизм и шаблонность, полностью отрабатывают новогоднюю тематику, когда зритель идет в кино, чтобы добавить яркости празднику, а не уйти с головой, загруженной чужими проблемами.
    А сравнение с «Мальчишником» да, условное. Только в сюжете, и то в начальной фазе. Но я этого и не скрывал.

Оставить комментарий