Криминальная комедия «Быстрые перемены» (Quick Change, 1990)

Многие режиссеры снимаются в собственных фильмах. Чаще всего в эпизодах, как, например, Питер Джексон, жующий морковку в начальных кадрах «Хоббита», или легендарный Хичкок, любивший продемонстрировать свой крупный профиль в какой-нибудь незначительной сцене. Актеры, в свою очередь, иногда балуются режиссурой, а то и вовсе становятся всемирно уважаемыми профессионалами. Клинт Иствуд и Шон Пенн – яркие тому примеры.

Американский комик Билл Мюррей лишь однажды сменил амплуа и пересел в режиссерское кресло, не забыв сохранить за собой главную роль. Случилось это в 1990 году в криминальной комедии положений «Быстрые перемены» (в Сети имеется и другой вариант перевода – «Смена декораций»). Формально Мюррей был не одинок, компанию у руля ему составил Ховард Франклин, но и у того опыта было не больше. Франклин прославился в качестве сценариста таких популярных картин как «Роман с камнем», «Имя розы» (экранизация знаменитого исторического детектива Умберто Эко) и триллера Ридли Скотта «Тот, кто меня бережет». Забавно, что такому дилетантскому в вопросах режиссуры тандему все-таки удалось создать на экране симпатичное зрелище, благо, что один написал прекрасный сценарий, а другой компенсировал свою неопытность великолепной актерской игрой.

Quick-Change-3

… Жулик, одетый в прикид клоуна Бозо, угрожая пистолетом и динамитом, среди бела дня грабит банк. Нахальный клоун никуда не торопится, спокойно запирает заложников, забирает круглую сумму из сейфа и ведет размеренные переговоры с оперативно прибывшей полицией. Требования грабителя довольны экзотичны: для начала паяц запросил два вертолета, мотоцикл «Харлей Дэвидсон», комфортабельный автобус и джип на огромных колесах (Monster Truck). Очевидно, что наглец тянет время, но для чего и зачем, вот в чем вопрос?

Что ж, ответа долго ждать не придется. Дело в том, что грабитель вовсе не собирался засиживаться в банке и держать оборону. Он воспользовался полученной форой времени, смыл яркий грим, снял костюм и вместе с подельниками покинул здание под видом заложника.

И тут-то выяснилось, что ограбить банк было самой легкой задачей. Куда труднее по-тихому смыться с деньгами и добраться до заветного рейса на Фиджи. Горе-воришки допускают оплошность за оплошностью, сначала заблудившись в родном городе, затем сев в такси с водителем-эмигрантом, и в завершение всех бед, попав в переделку с итальянской мафией. Пока копы штурмовали банк и пересчитывали заложников, незадачливые грабители совсем отчаялись уйти с добычей, но желание покинуть «Большое яблоко» так велико, что все препоны кажутся мизерными по сравнению с конечной целью…

Quick-Change-5

Билл Мюррей – один из лучших комиков современного американского кинематографа. На его счету множество ярких актерских работ, включая такие замечательные и всеми любимые фильмы как «Охотники за привидениями», «Новая рождественская сказка», «А как же Боб?» и «День сурка». Этому исполнителю под силу вытянуть на себе целый фильм, даже если все остальные будут просто статично передвигаться в кадре и произносить картонные реплики. Впрочем, Мюррей всегда славился тем, что очень тщательно подбирал себе проекты и редко снимался в откровенной шняге. Только поэтому никак не могут состояться третьи по счету «Охотники за привидениями», ибо Мюррей по натуре перфекционист и требует от остальных участников проекта столь же щепетильного отношения к материалу.

Компанию актеру-режиссеру-сценаристу Мюррею в кадре «Быстрых перемен» составили Джина Дэвис и Рэнди Куэйд, без которых впечатление от ленты было бы неполным. И если Дэвис в целом играет ровно, без сюрпризов, изображая подружку главного героя, то Куэйд – это просто блеск. Неказистый Рэнди за карьеру поднаторел в ролях полных придурков, в то время как его симпатичный младший брат Деннис играл киногероев и салонных красавчиков. В данном случае актеру досталась партия туповатого увальня Лумиса, из-за которого, собственно, большинство неприятностей и происходит.

Но самое приятное, что картина смотрится на одном дыхании. Не только благодаря отличной актерской игре и остроумным диалогам, но и шикарному сценарию, написанному Франклином в соавторстве с Мюрреем. Несмотря на то, что фильм-то не оригинальный. Пятью годами ранее во Франции вышел оригинал под названием «Ограбление», главную роль в котором сыграл сам Жан-Поль Бельмондо, решивший смягчить свой имидж супермена легкой криминальной комедией. По мнению критиков, французский первоисточник выглядит несколько лучше, чем американский ремейк, но стоит признать, что ленты принципиально разные. В Голливуде было испорчено немало французских комедий, в том числе и «Беглецы», и «Невезучие», но «Быстрые перемены», по счастью, можно считать исключением из правил.

Quick-Change-4

Сначала планировалось, что съемками будет заведовать Джонатан Демме, но тому как раз предложили вместо фривольной комедии работу над экранизацией романа Томаса Харриса («Молчание ягнят»), так что он явно не прогадал. И хотя его работа в целом была благодушно принята родной публикой и кинокритиками, Мюррей посчитал, что его режиссерские заслуги невелики и больше никогда постановкой не занимался.

В одном из ранних промоутерских интервью Мюррей отметил, что картина должна особенно понравиться жителям Нью-Йорка, ибо лишь они по-настоящему оценят неимоверное желание главных героев поскорее покинуть этот город. Действительно, одним из главных побуждений грабителей были даже не деньги, а возможность купить себе свободу где-нибудь подальше от грязной Америки. Вероятно, этот мотив родной публике не приглянулся, поэтому лента выступила в прокате ни шатко, ни валко, заработав в итоге скромные 15 миллионов долларов. Именно столько и было затрачено на ее создание.

Когда же актер вновь вспомнил о своем режиссерском дебюте, то заметил и другой нюанс: в фильме на эпизодических ролях были задействованы весьма успешные нынче актеры, например, Тони Шэлуб («Люди в черном», «Кровью и потом: Анаболики») и Стэнли Туччи («Милые кости», «Голодные игры»).

Quick-Change-2

К сожалению, постарев, а актеру в прошлом 2013 году исполнилось 63, Мюррей охладел к комедиям, посчитав, что в легком жанре он уже достиг всего, что мог. Уже в конце 90-х годов Билл стал заметно тяготеть к драматическим ролям. Сначала он сработался со своим коллегой Тимом Роббинсом в драме «Колыбель будет качаться», номинированной на Золотую пальмовую ветвь Канн, затем снялся у Уэса Андерсона в «Семейке Тенненбаум» и, в итоге, получил номинацию на премию Оскар за свой шикарный образ в трогательной лирической картине «Трудности перевода» Софии Копполы. Вот так незадачливый студент медицинского колледжа, отчисленный после первого курса, достиг высот, о которых другие комедианты Голливуда могут только мечтать.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий