Блокбастер «Морской бой» (Battleship, 2012)

Американская игрушечная компания Hasbro – единственная контора в мире, сумевшая поставить шоу-бизнес на колени. Во всем мире принято создавать индустрию игр и развлечений вокруг фильма, а Hasbro предлагает обратный путь и успешно экранизирует собственные военные игрушки.

Первой ласточкой стали знаменитые «Трансформеры» Майкла Бэя, затем последовал глуповатый, но боевитый экшн «G.I. Joe: Бросок кобры». И, наконец, в 2012-м дошло дело до того, что переносу на большой киноэкран подверглась настольная игра «Морской бой». Разумеется, речь идет не о той, всеми любимой, игре в «ранил-убил», а об усовершенствованной версии, выпускаемой Hasbro под названием Battleship (линкор). Увы, в отличие от вышеупомянутых «Трансформеров», принесших своим создателям огромные прибыли, «Морской бой» Питера Берга стал одним из самых неудачных и убыточных летних блокбастеров в современной истории Голливуда. Картина, обошедшаяся киностудии «Двадцатый век Фокс» в 200 с лишним миллионов долларов, с трудом наскребла в родном прокате лишь треть обозначенной суммы, а также по праву заслужила семь номинаций на «позорную» Золотую малину.

Battleship-2

… Морскому капитану Стоуну Хопперу до смерти надоело читать нотации и наставлять на путь истинный своего непутевого младшего братца Алекса. И вместо очередной порции упреков Стоун предлагает брату устроиться во флот, где из него таки сделают мужчину, способного держать слово и брать на себя ответственность.

Однако и на службе дерзкий характер Алекса дает о себе знать. Парню неведомы понятия субординации и подчинения приказам, он ведет себя так, словно держит в кармане штанов запасную челюсть. И не миновать ему проблем с начальством, если б не удачно подвернувшийся налет инопланетных захватчиков.

Американский ученые изобрели новый способ установления первого контакта с разумной жизнью далеких галактик. И сами того не ведая открыли пресловутый ящик Пандоры. Пришельцы, получив весточку с голубой планеты, решили не откладывать вопрос колонизации в долгий ящик. Спустившись на Землю малыми силами, они первым делом захватили условный телеграф, отрезали основную эскадру ВМФ силовым полем и принялись мостить оборудование для отправки весточки домой.

Battleship-1

Прорвавшись сквозь оцепление, эсминец под руководством Хоппера-младшего должен, во что бы то ни стало, помешать космическим агрессорам наладить связь, иначе вслед за разведотрядом прилетит подкрепление и жителям Земли реально не поздоровится…

«Морской бой» — один из тех клонированных летних блокбастеров про борьбу с инопланетянами, что настолько же красив, насколько глуп и примитивен. Мы уже видели подобное десятки раз, почему бы не посмотреть снова? Впрочем, вся продукция Hasbro отличается прямолинейными сюжетами и максимально упрощенным действом. Так как в совпадение верится мало, скорее всего, в этом и состоит генеральная линия заказчиков, которые сознательно выпиливают из сценария любые проблески здравого смысла. Целевая аудитория – люди, пришедшие в кино отдохнуть, пожевать и расслабиться. С «Трансформерами» эта формула сработала, но там были удивительные роботы и какая-никакая идея, а вот настольная игра оказалась слишком плоской во всех смыслах, чтобы вдохновить сценаристов братьев Хоберов. Между прочим, авторов замечательной пародийной шпионской дилогии «РЭД».

Battleship-3

Первый штамп, который используется во всех подобных фликах, подразумевает, что все инопланетяне, вне зависимости от уровня развития их цивилизации – агрессивные и злобные монстры. Заметьте, в данном случае мы имеем дело не с «чужими», в коих действительно нет ничего человеческого, не с огромными роботами-великанами с гипертрофированным ЧСВ, не с очередной бесчувственной Годзиллой, а с обычными прямоходящими пришельцами. Факт ненависти к человечеству принимается как аксиома, без вариантов.

Второе клише – это безмятежная вера американцев в собственную военную мощь. Складывается такое впечатление, что все создатели фильмов по заказу Hasbro сами в детстве не доиграли в солдатиков. Заметим и то, что режиссеры этих лент – сплошь коренные американцы, которым не нужно искусственно внушать патриотические чувства и гордость за воспитавшую их нацию. Пафос и милитаристская бравада льются изо всех щелей, словно каждый постановщик стремится переплюнуть «Триумф воли» и хоть как-то компенсировать на экране отсутствие у США реальных военных побед.

Battleship-5

Зритель, в целом, не против хорошей боевой фантастики, о чем свидетельствует касса «Тихоокеанского рубежа» и «Дня независимости», но разница между кинофильмом и шутером должна быть. Питер Берг, автор неплохой приключенческой ленты «Сокровище Амазонки» и нестандартного блокбастера про супермена-алкоголика «Хэнкок», растерял остатки чувства юмора и решил, что раз в его проекте нет ни грамма логики и смысла, то и в остальном стараться не стоит. По этой же причине в кадр пригласили Тейлора Китча, умудрившегося за один 2012 год сняться сразу в двух ужасающе убыточных блокбастерах («Джон Картер»). Не говоря уже о присутствии на корабле певицы Рианны, которая спеть – не спела, но свою Золотую малинку получила заслуженно, ибо выглядела, словно тупая кукла в униформе.

Спору нет, все эти красивые тихоокеанские виды, мощные корабли и белоснежные мундиры вызывают непреодолимое желание записаться добровольцем в ряды американских ВМС. Агитка сработала бы еще лучше, не будь в кадре инопланетного вторжения, подружки-блондинки и безногого инвалида, которые заставляют усомниться в правильности выбора. Вот и получается, что главным героем «Морского боя» оказывается не идиот-ботаник, додумавшийся посветить фонариком в космическую пустоту, и не бравый оловянный солдатик Хоппер, и даже не остолоп-штурман, обнаруживший у пришельцев боязнь солнечного света, а прибитый намертво к пирсу корабль-музей «Миссури». Символ Перл-Харбора, на котором в 1945-м была подписана капитуляция самураев, знаменует окончательное единение братских народов США и Японии, которым нынче делить нечего, окромя рынков сбыта.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий