Мистика «Смертельно опасный мистер Фрост» (Mister Frost, 1990)

В российском переводе «Мистер Фрост» француза Филиппа Сетбона по неизвестной причине стал «смертельно опасным». Хотя нет, причина-то известна, только вот заголовок ни в коей мере не соответствует действительности. Скорее, «ужасающе скучный». Или «кошмарно тягомотный». А еще лучше – «дьявольски утомительный».

… Двое юных грабителей решили ночью опустошить закрома богатого особняка на окраине города. Без труда пробравшись внутрь, они обнаружили в гараже шикарный раритетный Aston Martin, свидетельствующий о состоятельности владельца дома. Однако покататься на спорткаре хулиганам не удалось, ибо внутри машины они нашли хладный труп. И в ужасе покинули поместье с пустыми карманами.

Спустя пару дней горе-воришки попались на мелочевке и в попытке умилостивить следствие сообщили о своей страшной находке. В тот же день опытный детектив Детвейлер навещает хозяина, загадочного, но весьма обаятельного и гостеприимного мистера Фроста. Последний, кажется, ничуть не удивлен визиту полиции, и даже не скрывает, что в его саду закопан покойник. Когда же выясняется, что на заднем дворе похоронено более двадцати человек, Фроста быстро закрывают в тюрьму, а затем отправляют на принудительное лечение.

Mister-Frost-4

К сожалению, таинственный маньяк умело хранит молчание. Следователям не удалось выяснить его прошлое, а психиатры разводят руками, не понимая, как столь благовидный и интересный мужчина мог совершать столь циничные и жестокие преступления. Фроста перевозят из клиники в клинику, но он молчит, как рыба об лед. Вслед за ним по стране колесит и уже бывший коп Детвейлер, который окончательно уверовал в то, что Фрост – не просто какой-то психопат, а сам Люцифер…

Сатана – популярный персонаж, в шкуре которого побывали многие мировые звезды – Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Гэбриел Бирн, Джек Николсон. Создатели франко-британского триллера «Мистер Фрост» доверили эту «скромную» роль американцу Джеффу Голдблюму, всерьез полагая, что инфернальная сущность может скрываться за миловидной внешностью. В действительности же красавец Голдблюм, прославившийся в ужастике Дэвида Кроненберга «Муха», меньше всего похож на библейское Зло, хотя в его взгляде, очевидно, есть что-то дьявольски привлекательное.

То, что «Мистер Фрост» снят в жанре триллера, зрителю приходится только догадываться, потому как никакого напряжения или интриги в фильме нет и в помине. Мы знаем, что загадочный молчун и любитель кулинарии Фрост собственными руками зверски убил 24 человека, но его злодеяния остаются за кадром. Более того, за весь фильм коварный Люцифер обидит лишь муху, чудовищно раздавив бедняжку в кулаке. Этот кошмарный акт насилия повергнет в шок чувствительную часть аудитории, поэтому не стоит смотреть ленту на сон грядущий.

Mister-Frost-2

Все остальное время Голдблюм позирует в элегантных костюмах и с голым торсом, гипнотизирует окружающих выразительным взглядом, многозначительно молчит и время от времени жалуется на свою жизнь, в которой не осталось места банальной человеческой вере в противостояние Добра и Зла. Подумать только, в двадцатом веке конкуренцию Сатане составляют ученые, адвокаты и психоаналитики. Последние вообще обнаглели, уже и в экзорцизм не верят, объясняя любые человеческие пороки и девиации плохой генетикой, детскими страхами и комплексами.

Смею предположить, что окажись «смертельно очаровательный» мистер Фрост обычным больным на голову психом, вообразившим себя Люцифером, то картине такой поворот событий сыграл бы на руку. Как это ни странно, но чем больше зритель верит в истинно дьявольское происхождение персонажа, тем сложнее ему бороться со сном.

Филипп Сетбон, очевидно, пытался воплотить в своем авторском проекте многолетний опыт европейского мистицизма. Французы в этой области довольно сильны, в том числе и в аспекте кинематографическом. Однако за внешней глубокомысленностью кроется полное бессилие и отсутствие каких-либо свежих идей. Бестолковые диалоги сменяются монотонными монологами, герои вяло перемещаются по локациям, роняя бессмысленные реплики, а кульминация все никак не наступает. Яркий чернушный эпизод в начале фильма, по сути, единственное светлое пятно в сценарии, после чего картина увязает в размышлениях и рассуждениях на заданную тему.

Mister-Frost-3

Для тех, кто так и не вкусил сути происходящего на экране, задумка была следующей: Дьявол, как и его антипод, вынужден заслать на землю своего представителя, который должен пожертвовать собой ради восстановления баланса сил. Правда, при этом непонятно, почему сын Антихриста непременно должен умереть от рук скептика (в нашем случае, женщины-психиатра). Как и неясно, в чем заключается глобальный план злодея, который, вместо того, чтобы пользоваться всеми благами мира, пролеживает бока на больничной койке. Где стремление к власти и могуществу Дэмиена Торна из трилогии «Омен»? Где инфернальное зло, стоящее во главе трансконтинентальной корпорации («Адвокат дьявола»)? Нет, наш местечковый Сатана вовсе не стремится поработить человечество, он гадит по мелочам, убивает невинных и терпеливо ждет перерождения.

«Грандиозный» замысел не спас вполне приличный международный кастинг. Помимо приглашенных из Америки Джеффа Голдблюма и Кэти Бейкер в картине снялись англичанин Алан Бейтс, французы Жан-Пьер Кассель и Ролан Жиро и нью-йоркский актер итальянского происхождения Винсент Скьявелли. И все эти люди стали заложниками невнятного сценария и бесталанной режиссуры. «Мистер Фрост» наглядно характеризует расхожую фразу о тщетности поисков черной кошки в темной комнате. Особенно, если ее там нет.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий