Фэнтезийный боевик «Я, Франкенштейн» (I, Frankenstein, 2013)

Затаскали беднягу Франкенштейна киношники. Двести с лишним фильмов, мультфильмов, сериалов за столетие – это в среднем по два упоминания в год. Речь, разумеется, не о создателе, Викторе, на долю которого, впрочем, тоже приходится около ста кинокартин, а о так называемом «чудовище Франкенштейна», чей образ впервые воплотил на экране американский актер Чарльз Огл в немой короткометражке 1910 года.

Разумеется, в этой большой куче – много мусора и мало жемчужин. Наибольшим спросом монстр из книги Мэри Шелли пользовался в 70-80-х годах прошлого века (более двадцати пяти экранизаций и фильмов, снятых по мотивам романа). Причем стандартные жутики редко добивались успеха, а вот нетрадиционные версии у всех на слуху – пародия Мела Брукса «Молодой Франкенштейн», комедия ужасов «Франкеншлюха» или короткометражка Тима Бертона «Франкенвини» (1984), позднее переделанная в полноценный анимационный фильм.

I-Frankenstein-4

Современный зритель должен помнить неплохую телевизионную версию производства Англии, в которой роль чудовища досталась характерному голливудскому актеру Рэнди Куэйду. И, разумеется, серьезную драматическую работу британца Кеннета Брана «Франкенштейн Мэри Шелли» с участием Роберта Де Ниро. А еще монстр появлялся в знаменитой киносолянке «Ван Хельсинг», которая, впрочем, вобрала в себя столько всего, что устанешь перечислять. Другими словами, за последнюю четверть века – всего три, ну, максимум, четыре заметных проекта, остальное шлак и потеря драгоценного времени.

Кончилось все, как обычно, плохо. Герой, сотканный из нескольких мертвых тел и оживленный руками безумного ученого, попал на перо одному из нынешних «графических романистов». Одноименный комикс превратился в хорошо продаваемый сценарий, на который продюсеры авторы аналогичной мистическо-фэнтезийной франшизы «Другой мир». Комиксы все чаще подменяют собой прочие литературные источники, что не могло не сказаться на общем уровне блокбастеров современности, но «Я, Франкенштейн», кажется, превысил все квоты тупости и вторичности.

I-Frankenstein-3

… Легенда гласит, что не успел монстр Франкенштейна уморить своего создателя, как на нетипичное творение рук человеческих предъявил права злобный демон Наберий, задумавший использовать бессмертный ходячий труп в своих зловещих замыслах. Но за парнишку вступились горгульи, которые, оказывается, не просто так восседают каменными изваяниями, а охраняют Землю и ее жителей от захватнических поползновений Сатаны и его приспешников. Новоявленный «Адам» Франкенштейн был представлен королеве горгулий, но расплевался, сотрудничать отказался и, захватив с собой пару увесистых дубинок-артефактов, ушел бродяжничать.

Минуло двести лет. Франкенштейн постригся, укутался в пальто с большими кармашками и по-прежнему снует по темным переулкам мегаполисов в поисках демонов, коих он дюже не любит и плющит при каждой возможности. Горгульям это дело надоело, ведь их тайная война рискует стать явной, поэтому народного мстителя сцапали и призвали к ответу. Тупое чудовище за два столетия мозгов не приобрело, поэтому вновь послало крылатых защитников куда подальше, но демоны, узнав, что Франкенштейн вернулся в город, массово атаковали замок горгулий, учинив бедствия и похитив злосчастный дневник творца.

I-Frankenstein-2

Теперь в руках Наберия находится ключ к созданию франкенштейно-подобных тварей, коими он намеревается захватить город, а затем и всю планету. Разумеется, ни хранители божественного промысла, ни сам монстр от этой новости не в экстазе. Надобно книжицу у демона изъять, восстание прекратить, а самого Франкенштейна увековечить в виде очередного борца с дьявольской нечистью…

Некогда подававший признаки жизни и таланта сценарист «Пиратов Карибского моря» и «Соучастника» Стюарт Битти в очередной раз, после фильмов «Бросок кобры» и «Вторжение: Битва за рай», блеснул скудоумием. Второй подряд режиссерский проект и снова финансовое фиаско вкупе с уничижительными кинорецензиями. Хотя Битти, скорее, пожинал плоды, а вот идейного вдохновителя проекта – комиксовода Кевина Гревье – пора уже утихомирить подручными средствами, пока он заново не переписал всю готическую классику. В активе плодовитого автора уже значится франшиза «Другой мир» с аналогично бредовым сюжетом. Но пипл хавает, а супротив маркетинга ни один продюсер не пойдет.

Очевидно, что воображение Гревье четко скопировало знаменитого «Блейда» Стивена Норрингтона. Судите сами: бесстрашный и бессмертный главный киногерой с холодным оружием в руках; таинственный и древний манускрипт, помогающий оживлять темные силы; харизматичный инфернальный злодей, мечтающий призвать армию Зла и, наконец, беззащитная представительница человеческой расы, нуждающаяся в опеке. Мелких совпадений тоже хватает, включая особенность демонов при смерти превращаться в поток золотистой пыли (помнится, вампиры тоже красиво испарялись).

I-Frankenstein-5

Гревье проявил себя мастером ксерокопирования, а Битти сделал вид, что не заметил подлога и честно снял полнометражный фэнтезийный трэш, у которого извилин столько же, сколько у главного героя. Геймерам лента напомнит пустячковый прямолинейный квест – «пойди туда, убей того, найти артефакт, замочи босса, левел-ап».

Авторам равносильно начхать на переживания Адама Франкенштейна, который двести с лишним лет слоняется по городам и весям и мочит демонов по подворотням, как и наплевать на судьбу остальных персонажей. Превратив монстра из романа Мэри Шелли в очередного тупоголового супергероя, они выполнили миссию по осквернению книги и всех прошлых экранизаций. Черт с ними, мы бы простили и это, будь новейшая версия хоть сколько-нибудь смотрибельной, но даже подросткам, идущим в кино на чукалово и спецэффекты, до смерти надоело внемлить высосанной из пальца эпичности о противостоянии добра и зла. Все эти местечковые фэнтезийные «эпики», вроде «Легиона», «Другого мира», «Пастыря» и прочей скудоумной продукции, уже порядком утомили. Слава богу, что финальные сборы комикса «Я, Франкенштейн», очевидно, ставят крест на сиквеле. И на том спасибо.

2 Comments

Оставить комментарий