«Охотники за привидениями» (Ghost Busters, 1984)

Как создать киношедевр на все времена? Однозначного рецепта не существует хотя бы потому, что иные фильмы становятся хитами вопреки всему. Просто так сложились звезды. Хотя, если присмотреться, то и небесные светила не гарантируют однозначного успеха. А может дело в том, что к работе надо подходить с душой и рвением, трудиться не за гонорар, а на результат?

В 1984 году американские зрители валом шли на нетипичную комедию с примесью фантастики и мистики под названием «Охотники за привидениями». Энтузиазм создателей картины окупился сторицей – по итогам года «Охотники» заняли вторую строчку, окупив затраты в семь с лишним раз. А началось все с того, что известный телевизионный комик Дэн Эйкройд предложил своему товарищу и напарнику по фильму «Братья Блюз» Джону Белуши снять кино о путешественниках во времени, сражающихся с призраками и привидениями.

Ghost-Busters-5

… Случилось так, что доктор Питер Венкман и его коллеги Рэй и Игон, изучающие паранормальные явления, внезапно оказались не у дел, когда родной институт прикрыл их исследования, заморозил грант и отправил ученых в свободное плавание. Выхода из плачевной ситуации два: либо устроиться в частную контору, где за каждую выделенную копейку будут драть по три шкуры, либо открыть свое дело. И тогда, заложив квартиру Рэя в банк, троица организовывает агентство по борьбе с потусторонними силами.

Бизнес протекает ни шатко, ни валко. Спустив все вырученные финансы на оборудование и антураж (костюмы, аренду бывшей пожарной станции и спецавтомобиль), ученые убивают время в ожидании клиентов. На их счастье в Нью-Йорке действительно частенько случается чертовщина – то в библиотеке проявляется призрак старушки-книголюбки, то склизкий зеленый летун терроризирует респектабельную гостиницу. Вооружившись протонными излучателями, Питер, Рэй и Игон искореняют пришельцев из параллельных миров и постепенно завоевывают популярность у населения.

Ghost-Busters-2

Однако мелкие происшествия – это лишь часть паззла. Город находится в ожидании глобальной паранормальной катастрофы, справиться с которой будет намного сложнее, нежели загнать в угол очередное тщедушное привидение. Одинокая виолончелистка Дана утверждает, что в ее холодильнике проживает демоническое Нечто, называющее себя Зуул. Доктор Венкман, проникшийся симпатией к девушке, предлагает ей посильную помощь, еще не ведая, что квартира Даны, как и само здание, спроектированное безумным архитектором, является порталом в иные миры…

Как видим, первоначальный вариант сценария, включавший перемещения во времени, был студией отвергнут. Большей частью по причине дороговизны проекта. Когда к созданию фильма подключились Харольд Рэмис и Айвен Райтмен, было решено сосредоточить действие в настоящем, компенсировав отсутствие масштабных спецэффектов и приключений романтикой и юмором.

С лирической линией удалось определиться быстро, так как Сигурни Уивер, звезда фантастического триллера «Чужой», была одной из первых, кто согласился участвовать в фильме. Хуже дело обстояло с комическими актерами. Дело в том, что изначально сценарий писался в расчете на топовых звезд того периода – Эдди Мерфи, Джона Белуши и Джона Кэнди. И если надежда на успешные переговоры с Мерфи еще теплилась, то с Белуши приключилась беда иного свойства – в 1982-м актер скоропостижно скончался от сердечного приступа, вызванного передозировкой наркотиков. В итоге и чернокожий комик отказался в пользу криминальной ленты «Полицейский из Беверли-Хиллз». И, кстати, не прогадал, ибо картина Мартина Бреста стала лидером проката по итогам года, незначительно обогнав «Охотников» по сборам.

Ghost-Busters-4

Посему Эйкройд и Рэмис решили сэкономить на гонорарах приглашенным звездам и сыграть самостоятельно. Третьим и, как выяснилось позднее, самым удачным «приобретением» стал Билл Мюррей, еще один яркий персонаж из состава шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Именно Мюррей привнес в проект недостающие нотки озорства и импровизации. Особенно публике понравились его циничные пикировки с коллегами по команде и неуклюжие повадки Дон Жуана.

Почему именно «Охотники за привидениями», а не, допустим, «Гремлины», третий «Звездный путь» или «Терминатор», вышедшие на экраны в том же 1984 году? Рецепт успеха оказался прост и банален – энтузиазм создателей и их желание сотворить нечто феерическое были настолько сильны, что никакие препоны и препятствия не могли остановить их на пути к славе. Даже тот факт, что лента была выпущена раньше запланированного срока, с недоделанными визуальными эффектами и с прорехами в сюжете. Никто и не заметил ляпсусов, потому как история псевдоученых — истребителей призраков захватывает с первых минут и не отпускает до самых финальных титров, на которых звучит знаменитая песня Рэя Паркера младшего.

Ghost-Busters-3

Учитывая специализацию авторов фильма, «Охотники» — больше приключенческая комедия, чем фантастика или мистика. Но благодаря смешению жанров в кино удалось привлечь не только поклонников таланта Мюррея или Эйкройда, но и многочисленную молодежную аудиторию, клюнувшую на фантастический сюжет.

Коней на переправе не бросают, поэтому решение о создании сиквела было принято по горячим следам. Но тут, слава богу, в полной мере проявился перфекционизм создателей, в частности Мюррея и Рэмиса, которые отказались работать в спешке и клепать продолжения, как пирожки. В результате вторая часть увидела свет только спустя пять лет и получилась не менее забавной и интересной, чем оригинал. Параллельно работе над сиквелом на телевидении был запущен долгоиграющий мультсериал «Настоящие охотники за привидениями», часть из которого демонстрировалась и на российских голубых экранах. Все ключевые персонажи мультика были срисованы с героев полнометражного фильма, однако, на этом сходство и заканчивалось, тем более что анимационная версия продержалась в эфире целых 5 лет и 7 сезонов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий