парк горького фильм 1983 шпионский триллер ссср

Триллер «Парк Горького» (Gorky Park, 1983)

В эпоху холодной войны американцы частенько высмеивали «стратегического противника» в лице СССР в своих фильмах. Иногда злонамеренно, как в случае с военным фэнтези «Рэмбо 2» и «Рэмбо 3», иногда – из-за нежелания копаться в особенностях чужого менталитета и языка. Вот почему даже те картины, что демонстрировали русских с положительной стороны, изобиловали множественными клише и штампами, прозванными у нас «развесистой клюквой»: шапками-ушанками, медведями, балалайками, шароварами, водкой и прочей атрибутикой, кочевавшей из ленты в ленту без видимых изменений. К счастью, даже в 80-е случались редкие всплески адекватности, одним из которых можно назвать политический триллер Майкла Эптида «Парк Горького», снятый по одноименному бестселлеру Мартина Круза Смита.

… Для трех посетителей катка в парке Горького отдых закончился плачевно: их закоченевшие и обезображенные трупы спустя месяц обнаружил случайный милицейский патруль. Расследованием зверского убийства занимается опытный следователь Аркадий Ренко, подозревающий в дерзком преступлении своих коллег из КГБ. Его сомнения тем паче усугубляются, когда выясняется, что одной из жертв была молодая девушка, симпатизировавшая диссидентам, а также иностранец, скорее всего, житель США. Распутывая клубок взаимоотношений, Ренко все чаще натыкается на имя некоего Джека Осборна, богатого промышленника, импортирующего из СССР соболиный мех. Главной свидетельницей по делу проходит молодая девушка Ирина Асанова, знавшая как убитых, так и американца, однако она не спешит делиться с Аркадием информацией, полагая, что ее друзья по-прежнему живы и находятся за границей…

Как это ни странно, но несмотря на неожиданную эксплуатацию положительного образа советского милиционера, а на дворе, напомню, начало восьмидесятых, лента Майкла Эптида «Парк Горького» в нашем отечестве практически неизвестна. По крайней мере, в видеосалонах предпочитали крутить боевики и шпионские фильмы, где русские неизбежно оказывались на «темной стороне силы», вроде боевика «Рокки 4», комедии «Шпионы как мы» или киносериала про Джеймса Бонда. И даже схожий по «оттепельному» настроению боевик «Красная жара» (в коем, кстати, отметился композитор «Парка Горького» Джеймс Хорнер) – всё же был больше стебом, нежели серьезной картиной, хотя Уолтер Хилл и был первым голливудским киношником, допущенным с кинокамерой на Красную площадь. Тогда как Эптиду пришлось снимать советскую реальность на улицах дружественного, но все же иностранного Хельсинки. Наметанный глаз «рожденных в СССР» сразу отметит непривычную чистоту улиц, сомнительные названия улиц и отелей (хотя и написанные без ошибок), внезапные такси-«жигули» и, разумеется, удивительно высокую концентрацию прохожих в форме и папахах. В целом же художников и декораторов «Парка Горького» следует похвалить, потому как постарались они на славу и поистине сделали все возможное, чтобы любой финн или иной иностранец, оказавшись в кинотеатре, не заметил подставы.

Тревожную атмосферу накаляет не только удачный саундтрек, но и традиционная для политических триллеров ситуация «все враги – никому не доверяй». Главный герой – отнюдь не супермен, никакой ни хохмач из «лунного агентства», а простой труженик сыска, к тому же правдолюб и потомок известного героя войны. Он рулит видавшей виды «копейкой», норовящей заглохнуть посреди дороги, одевается в неброскую одежду советского легкпрома и имеет натянутые отношения с гэбистами, от которых ничего, кроме вероломного предательства или ножа в спину, не ждет. Великолепный актер Уолтер Хилл изобразил Ренко очень близко к литературному оригиналу, без эпатажа или бравады, без перегибов или «клюквы». Впрочем, практически все актеры со своими ролями справились – это и Джоанна Пакула (Ирина), и знаменитый Ли Марвин (Осборн), и Брайан Деннехи, сыгравший детектива из Нью-Йорка. И вот еще один повод усомниться в необходимости приглашения в «русско-американские» проекты исполнителей из обеих стран. По крайней мере, участие в аналогичных лентах Савелия Крамарова или Ильи Баскина никогда не добавляло им художественной ценности. А нашего зрителя – так и вовсе огорчало: мол, уехали, чтобы стать звездами, а в итоге изображают шаги за сценой.

Жанрово «Парк Горького» больше тяготеет к детективу с ярко выраженной мелодраматической составляющей, ибо если не соболя, умело воссозданная «советская реальность» и участие в сюжете КГБ, то история могла произойти где угодно и с кем угодно. И заслуга сценариста и режиссера еще и в том, что они не стали выпячивать в фильме свое авторское видение, оставив русским и некоторые человеческие черты. Тем не менее, откровенно «плюсовых» героев здесь немного, все чаще попадаются двуличные негодяи, равнодушные или выскочки, чья участь закономерно незавидна.

То ли  из-за отсутствия драйва и экшна, то ли за неимением звездных фамилий в титрах, но «Парк Горького» у целевой советско-российской аудитории популярностью не пользовался. Почему-то нашим соотечественникам было проще понять и простить откровенный стеб над Иваном Данко, нежели признать за Голливудом толерантность по отношению к Советам. И хотя после развала Советского Союза культурные взаимосвязи между нашими странами и впрямь укрепились, клише «bad Russian» все еще котируется выше, нежели арабские террористы или азиатские сепаратисты.

One Reply to “Триллер «Парк Горького» (Gorky Park, 1983)”

Добавить комментарий