300 спартанцев фильм снайдер

Как снимали эпический боевик «300 спартанцев» (2006)

— Фраза из фильма «300 спартанцев» «Возвращайся со щитом или на щите» — расхожая реплика спартанских женщин, отправляющих на войну своих мужей и сыновей. По обычаю местных павших воинов приносили с поля боя на щитах. Возвращение со щитом означало, что воин не струсил в бою и не бросил свой тяжелый щит, чтобы быстрее покинуть поле битвы;

— По сценарию, основанному на графическом романе Фрэнка Миллера, большинство мужчин должны были всю дорогу ходить обнаженными до пояса. Вот почему все ведущие актеры были вынуждены в течение 8 недель перед началом съемок проходить усиленную программу тренировок под руководством известного альпиниста Марка Твайта, обладателя многих мировых рекордов. Тренировки были самые разнообразные и редко повторялись, так что тело не успевало привыкнуть к нагрузкам. По словам Джерарда Батлера, эти тренировочные недели, а занимался актер минимум по 4 часа ежедневно, вымотали его так, как ничто в его жизни, а Твайт утверждал, что выжал из актеров максимум физических возможностей;

— В фильме некоторые спартанские мужчины носят аккуратные бородки или вовсе не имеют растительности на лице. На самом деле по древнегреческому обычаю стрижка бороды не приветствовалась, если только дело не касалось «гражданских», коих и за людей-то в Спарте не считали. Подровнять бороду разрешалось лишь в случае траура, а еще таким образом метили трусов;

— Причиной падения спартанской цивилизации стал полный отказ ее жителей следовать ветру перемен. Несмотря на отличный уровень боевой подготовки, культурно спартанцы были замкнуты. К примеру, они отказывались чеканить деньги. В результате остальные древние греки отказывались с ними торговать, и многие вещи спартанцы были вынуждены изготавливать сами либо выменивать на невыгодных для себя условиях. К тому же к окружающим они относились столь же жестко, как и к самим себе, наживая себе больше врагов, чем они могли позволить;

— Количество трупов: 585;

— Фраза «Тогда мы будем драться в тени» действительно прозвучала из уст спартанского военачальника Дайнекиса, когда ему угрожали вражескими стрелами;

— Первый художественный (не телесериал и не телефильм) фильм в карьере Майкла Фассбендера;

— Эффект текучести в эпизоде с танцующим Оракулом был достигнут съемками актрисы под водой;

— Представители компании Warner Bros. надеялись, что «300 спартанцев» смогут достичь результата другой экранизации комиксов Фрэнка Миллера – криминальной ленты «Город грехов» (158 миллионов). И были крайне удивлены, когда картина Зака Снайдера собрала в мировом прокате более 450 миллионов долларов;

— Уникальный стиль картинки был создан на этапе пост-продакшна и получил название «краш». По словам продюсера Джеффри Сильвера, эффект достигался за счет изменения гаммы изображения и усиления красок и контрастности изображения;

— Королева Горго (Лина Хиди) действительно говорила фразу «Потому что только спартанские женщины рожают настоящих мужиков», но не в адрес персидского гонца. По мнению греческого историка Плутарха (его труд «Уничтожение спартанцев»), эта реплика прозвучала в ответ на вопрос одной афинской госпожи «Почему спартанские женщины могут спокойно разговаривать в присутствии мужчин?»;

— На самом деле последние слова Леонидаса звучали как «Сегодня мы поужинаем с Аидом», а не «Сегодня мы поужинаем в аду». Дело в том, что слово Hell стало ассоциироваться с преисподней намного позже;

— Студия изначально хотела снять фильм с рейтингом PG-13, но Снайдер настоял на рейтинге R;

— Фильм снимался в хронологическом порядке сцен;

— Авторы фильма никогда не претендовали на историческую достоверность, что дополнительно подтверждается в документалке «300 спартанцев: Факты или фикция?» (2007), выпущенной в составе специального двухдискового DVD. Картина большей частью базируется на одноименном комиксе Фрэнка Миллера 1998 года. В документальной ленте Миллер признается, что внес значительные коррективы в историческую реальность, а режиссер Зак Снайдер добавил свое авторское видение. Снайдер соглашается с тем, что его целью было создание блокбастера для широкой зрительской аудитории, визуально эффектного и динамичного фильма, а не стандартного исторического эпика. Даже голос за кадром, принадлежащий персонажу Дэвида Уэнэма, не может претендовать на достоверность, ведь целью героя является сплочение нации против внешнего врага, а не историческая объективность или правдивость. В частности, это касается «Бессмертных», которые вовсе не были демонам, а обычными людьми, профессиональными воинами персидской армии. Однако с точки зрения спартанцев их три сотни сражались не с батальонами обученных персов, но с полчищами монстров;

— Часть оружия в фильме уже использовалась на съемках блокбастеров «Александр» (2004) и «Троя» (2004). Реквизит был позаимствован с целью снижения затрат на производство;

— Съемки картины заняли 60 дней;

— Часть отснятого материала была продемонстрирована в июле 2006 аудитории фестиваля Comic Con в Сан-Диего. Ролик так понравился собравшимся, что его показывали «на бис» трижды;

— Несмотря на то, что в картине персонажа Лены Хиди зовут Королева Горго, никто к ней по имени не обращается. Эта «ошибка» была исправлена в сиквеле «300 спартанцев: Рассвет империи» (2014);

— В ленте царь Леонид называет афинян «любителями мальчиков». На самом деле, именно спартанскую армию считали рассадником гомосексуализма, ибо мужчина-спартанец должен был до 30 лет жить в обществе своих сослуживцев. В свою очередь, в сиквеле аналогичное обвинение звучит в адрес жителей Спарты;

— В эпизоде тренировки юного царя Леонида его сыграл сын режиссера Зака Снайдера;

— Военные стратеги утверждают, что самым простым способом уничтожения сплочённых рядов спартанской армии могла быть стать артиллерия или катапульты, однако последние изобретут только спустя 200 лет;

— Костюмами к фильму занималось около 60 человек, всего было создано примерно 600 костюмов;

— Слова «Спарта» и «спартанцы» звучат с экрана каждые полторы минуты;

— Выход картины вызвал бурю негодования среди блогеров и журналистов из Ирана. Заголовками вроде «Голливуд пошел войной на Иран» они возмущались монструозным изображением своих предков – персов. При этом, никто из возмущавшихся не отметил тот факт, что фильм Снайдера отнюдь не пропагандировал современную точку зрения на иранский народ, а лишь демонстрировал видение персов спартанцами;

— Всего в ленте более полутора тысяч монтажных склеек, а на 1300 кадров с визуальными эффектами приходится более 8 тысяч спецэффектов;

— В сцене, где царь Леонид прогуливается рядом с персидским гонцом, на одной из крыш можно разглядеть персидскую кошку;

— Вскоре после выхода фильма в прокат произошел небольшой скандал, касавшийся саундтрека, написанного композитором Тайлером Бейтсом. Кто-то намекнул, что музыка Бейтса слишком многое позаимствовала у мелодий Эллиота Голденталя из кинофильма «Тит – правитель Рима» (1999). В частности, композиция Бейтса «Помните нас» местами идентична финальной композиции Голденталя, а трек «Король возвращается» сильно поход на мелодию «Тит победоносный». Ходили слухи о подаче судебного иска, однако 3 августа 2007 года на официальном сайте картины представители Warner Bros. опубликовали следующее сообщение: «ряд музыкальных композиций для «300 спартанцев» были, без нашего ведома или участия, скопированы с музыки, написанной лауреатом Оскара, композитором Эллиотом Голденталем для ленты «Тит – правитель Рима». Учитывая, что киностудия Warner Bros. чтит и уважает Голденталя, с которым давно уже сотрудничает, мы рады, что нам удалось разрешить этот спор мирным путем». В результате на Blu-ray издании фильма к титрам, где композитором указан Тайлер Бейтс, добавилась надпись – «Частично позаимствовано из ранее написанной музыки, автором которой Бейтс не является»;

— В общей сложности над фильмом потрудились 10 контор по созданию визуальных спецэффектов, штаб-конторы которых расположены на трех континентах.