2001 космическая одиссея кубрик фантастика

Как снимали фантастику «2001 год: Космическая одиссея» (1968)

— Премьерный показ фильма «2001 год: Космическая одиссея» покинул 241 зритель, не досмотрев картину до конца. Рок Хадсон, в частности, сказал: «Кто-нибудь объяснит мне, черт побери, о чем этот фильм?». Артур Ч. Кларк однажды сказал: «Если вы полностью поняли «2001», значит, мы проиграли, ибо сознательно задали больше вопросов, чем дали ответов»;

— Изначально частью инопланетного устройства, позднее превратившегося в черный монолит, был прозрачный экран, якобы демонстрировавший обезьянам, как превращать объекты в оружие и инструменты. Сам Кларк затем отмел эту идею, назвав ее «слишком наивной». Аналогично с компьютером ХАЛ 9000, который задумывался в виде мобильного робота – Кларк посчитал, что подобное визуальное представление искусственного интеллекта безнадежно устареет в ближайшие десятилетия. Вместо этого использовали вездесущий красный глазок;

— По словам Кларка, Стэнли Кубрик хотел застраховаться в известной лондонской фирме Lloyd от возможных потерь на тот случай, если инопланетный разум будет открыт раньше, чем выйдет в прокат его фильм. Фирма ему отказала. По этому поводу говорили: «В середине 60-х специальных исследований по поиску космического разума проводилось крайне мало, а шанс случайно обнаружить разумных инопланетян был ничтожным. Ребята из Lloyd упустили отличную сделку»;

— Нет никаких разговоров в кадре в первые 25 и последние 23 минуты фильма «2001 год: Космическая одиссея», а если посчитать в целом, то 88 минут обошлись без лишних слов;

— По словам Катарины Кубрик ее муж Стэнли лично озвучил дыхание космонавтов в костюмах;

— Несколько месяцев потратил Кубрик на то, чтобы создать убедительный эффект плавающей в невесомости шариковой ручки. Использовав множество различных способов безо всякого успеха, режиссер решил просто прилепить ручку к стеклу и помахать перед камерой. Вот почему в кадре видно, как персонаж, прежде чем завладеть предметом, «отлепляет» ручку от какой-то невидимой глазу поверхности;

— Подсчитав, что для воссоздания на экране более-менее реалистичной картинки звездного неба и космических кораблей, бороздящих пространство, одному человеку понадобится около 13 лет, Кубрик нанял двенадцать специалистов, которые управились с поставленной задачей за год;

— Фрэнк Миллер, озвучивший голос контроллера миссии, служил в американских ВВС и действительно занимал соответствующую должность в армии. Его наняли, потому что более убедительного голоса продюсеры найти не сумели. Неопытный в вопросах озвучки, Миллер не мог избавиться от вредной привычки постоянно постукивать ногой в процессе озвучивания, отчего на всех пленках записывался отчетливый стук. В конце концов Кубрик просто свернул полотенце и подложил Миллеру под ногу;

— Это последний фильм про людей на Луне, прежде чем Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили реальную высадку на поверхность спутника Земли. 40 лет спустя приверженцы теорий заговора продолжают утверждать, что это не совпадение, и что весь полет Армстронга – подстава вселенского масштаба, документальный фильм, сотканный из материалов, которые не вошли в итоговый вариант фильма Кубрика. По заверениям одного из членов съемочной группы по факту было отснято материала в 200 раз больше, чем вошло в картину;

— Единственный Оскар, полученный лентой «2001 год: Космическая одиссея», был в номинации на «Лучшие визуальные эффекты». И получил статуэтку сам Стэнли Кубрик. Это его единственный Оскар из тринадцати номинаций. Несмотря на то, что режиссер придумал общую картинку фильма и принимал непосредственное участие в создании визуальных спецэффектов, многие технические спецы были недовольны тем, что на церемонии чествовали только Кубрика. Впоследствии, анализируя этот прецедент, киноакадемия ужесточила методику отбора в данной категории;

— В одном из ранних вариантов сценария «2001 год: Космическая одиссея» использовался голос за кадром;

— Солнце и полумесяц, показанные в первых кадрах – это символ зороастризма, древней персидской религии, появившейся еще до буддизма и христианства, основанной на учениях провидца Заратустры. Скрещивание этих двух символов олицетворяет вечную борьбу света и тьмы. Неудивительно, что на фоне пролога звучит мелодия Рихарда Штрауса «Так сказал Заратустра» из его симфонической поэмы, основанной на книге Фридриха Ницше, содержащей знаменитое высказывание философа «Бог мертв». Зная рабочие методы Кубрика, можно предположить, что все эти совпадения неслучайны;

— Весь фильм «2001 год: Космическая одиссея» содержит всего 205 кадров со специальными эффектами. В «Звездных войнах» таких кадров 350, а в сиквеле «Звездные войны: Месть ситхов» — 2 200;

— Кейр Дуллеа провел 12 часов в гримерке для эпизода, где он играет старика;

— Изначально Стэнли Кубрик и Стюарт Фриборн придумали примитивный, но более человекоподобный грим для пролога, но снимать первобытных людей в полный рост им помешал суровый рейтинг от MPAA, ведь неандертальцы должны были быть голыми. Вот почему Кубрик в итоге остановил свой выбор на волосатых обезьянах. За исключением двух детенышей шимпанзе, всех остальных приматов играли актеры в костюмах. Играли настолько убедительно, что первые зрители фильма удивлялись, где режиссер сумел раздобыть таких умных дрессированных обезьян. После церемонии Оскара шутили, что «2001» проиграл в номинации на грим ленте «Планета обезьян» только потому, что жюри не догадывалось, что у Кубрика тоже задействованы актеры;

— Шуточное рабочее название фильма «Как мы победили Солнечную систему» отражает замысел фильма. Подобно тому, как «Война на Диком Западе» была серией коротких сюжетов, охватывавших десятилетия, так и «2001: Космическая одиссея» должна была стать чередой сюжетов про исследование планет, заканчивающееся обнаружением монолита на Луне, что подразумевало бы первый контакт с инопланетной цивилизацией. Первое рабочее название ленты «Путешествие за звезды» Кубрик сменил, так как вышедший в 1966-м фильм «Фантастическое путешествие» ему категорически не понравился и он не хотел, чтобы зрители хоть как-то ассоциировали его ленту с картиной Ричарда Флейшера. Заголовок «2001» выбрали, ибо это первый год нового столетия и тысячелетия. В 1999 году Артур Кларк давал пресс-конференцию, на которой выразил свою озабоченность по поводу всеобщего заблуждения (в том числе среди преподавателей колледжей и журналистов), ошибочно считающих началом новой эры год 2000-й;

— По настоянию Кубрика на съемочную площадку завезли несколько тонн промытого и подкрашенного песка для сцен лунной поверхности;

— Если верить изданию Rolling Stone, на одном из сеансов «2001 год: Космическая одиссея» с появлением на экране монолита один из зрителей, молодой человек, явно находившийся в состоянии транса, подскочил на своем месте и с криками «Это господь! Это господь!» ринулся в сторону изображения. Прежде чем администрация кинотеатра успела среагировать на него, сумасшедший пробил собой экран;

— Когда Стэнли Кубрик вышел с предложением к Артуру Ч. Кларку «сделать хороший научно-фантастический фильм», писатель посоветовал режиссеру обратить внимание на его рассказ «Часовой» (1948), рассказывающий об обнаружении инопланетного артефакта на Луне. Кларк писал историю для конкурса ВВС, но даже не попал в шорт-лист. Начало и концовка картины также взяты из творчества писателя – из рассказа «Столкновение на рассвете» и романа «Конец детства». Сценарий большей частью писал сам Кубрик, а роман – Кларк, оба работали параллельно, консультируясь друг у друга. После множества проверок, изменения в сценарии были перенесены в роман и наоборот. Поначалу непонятно было, что будет раньше, фильм или книга, но в итоге картина «2001 год: Космическая одиссея» вышла в прокат раньше. Кубрик не стал претендовать на соавторство книги, но сознательно откладывал свое одобрение романа, чтобы не повредить релизу кинофильма;

— Изначально компьютер HAL носил имя Атена и должен был быть озвучен женщиной. По словам Кейра Дуллеа, прежде чем роль озвучил Дуглас Рэйн, были наняты Мартин Болсам и Найджел Дэвенпорт. Дэвенпорт присутствовал на съемочной площадке фильма в Лондоне, зачитывая свои реплики не на камеру, чтобы Дуллеа и Гэри Локвуд могли координировать свои действия в кадре. Судя по всему, Кубрик посчитал, что английский акцент Дэвенпорта будет отвлекающим фактором, поэтому спустя пару недель его уволили и текст начитывал помощник режиссера, чей акцент кокни соответствовал замыслу еще меньше. Чуть позже к работе пригласили Мартина Болсама, он работал в Нью-Йорке, но и на этот раз Кубрик не был удовлетворен результатом (нарратив американца показался ему слишком эмоциональным), и в итоге Дуглас Рэйн перезаписывал все реплики на этапе пост-продакшна. Рэйн работал у себя дома в Канаде, лежа, сложив ноги на подушку, дабы максимально расслабиться. Для сиквела Питера Хайамса Рэйн наоборот записывал свои фразы до начала съемок. Вот почему главные герои фильма, человек и компьютер, а точнее люди, их сыгравшие и озвучившие, за время съемок не встречались и не общались;

— Изначально планировалось, что фильм «2001 год: Космическая одиссея» закончится как книга, где Баумэн обнаруживает третий монолит на спутнике Сатурна. Однако от замысла пришлось отказаться, так как тогдашние технологии не позволяли правдоподобно изобразить на экране кольца Сатурна. Руководитель департамента визуальных эффектов Дуглас Трамбалл в итоге улучшил техники и использовал наработки, чтобы таки воссоздать желаемую картинку в своем режиссерском дебюте «Молчаливое бегство» (1972);

— Шахматная диспозиция в фильме «2001 год: Космическая одиссея» взята из игры 1910 года между двумя невыдающимися игроками по фамилиям Рош и Шлаг. Компьютер заявляет, что последним ходом ставит шах и мат в два хода, хотя белые не обязаны так, как предлагает HAL, поэтому там шах и мат в три хода. Результатом любви Стэнли Кубрика к шахматной игре стал и персонаж Смыслова, названого в честь русского чемпиона;

— Стэнли Кубрик организовал предварительный показ для журналистов, но вскоре пожалел об этом. Большинство изданий опубликовали разгромные рецензии, в частности «Нечто среднее между гипнозом и невыразимой скукой» (The New York Times), «Монументальное кино без толики воображения» (Harpers), «Космическая одиссея феерически провалилась» (Newsday) и «Большое, красивое, но неповоротливое кино. Прекрасные картинки соседствуют с громоздким и слишком неторопливым сюжетом» (Variety);

— Посмотрев «Астробой» (1963), Кубрик хотел пригласить на фильм легендарного создателя манги Осаму Тезуку. Последний, к великому сожалению режиссера, отказался из-за нежелания постоянно мотаться из Англии в Японии и обратно на самолетах. Позднее японец позвонил Кубрику и сказал, что ему очень понравилось кино, и он постоянно слушает саундтрек к фильму, когда работает;

— Спецэффекты к фильму «2001 год: Космическая одиссея» обошлись его создателям в 6,5 миллионов долларов (весь бюджет картины был 10 миллионов). Стэнли Кубрик и Артур Кларк прилагали все усилия, чтобы всё выглядело как можно более реалистично. В частности, оборудование для лунной высадки действительно работало и могло бы функционировать в космосе;

— Сам Кубрик называл «2001 год: Космическая одиссея» своим любимым творением.

3 Replies to “Как снимали фантастику «2001 год: Космическая одиссея» (1968)”

Добавить комментарий