Как снимали драму «Эпоха радио» (1987)

— Сцена, в которой Джо видит в бинокль фашистскую подводную лодку – вовсе не выдумка. Или, по крайней мере, выдумка, основанная на известной директиве нацистов, согласно которой несколько подводных лодок Вермахта получили секретное задание у берегов Америки;

— История о Кирби Кайле, неудачливом бейсболисте – это пародия на бывшего игрока команды Chicago White Sox, питчера Монти Стрэттона, чья многообещающая карьера пошла псу под хвост из-за несчастного случая на охоте, в результате которого Монти потерял часть ноги. Стрэттон сделал попытку вернуться в большой спорт, но вскоре ушел на пенсию по инвалидности. О нем сняли и вполне серьезное кино – «История Стрэттона» (1949);

— Это единственный фильм Вуди Аллена, в котором играют сразу две его музы и постоянные спутницы по жизни – актрисы Дайан Китон и Миа Фэрроу. Впрочем, у Китон здесь роль эпизодическая (певица на рождественском балу), самая маленькая за все время ее сотрудничества с Алленом;

— Почти все смешные истории и анекдотические случаи, показанные и рассказанные в фильме, были взяты из воспоминаний Вуди Аллена о своем детстве. Но были и те, что родились на бумаге. В частности, сюжет про свидание тети Би был навеян знаменитой радиопостановкой Орсона Уэллса «Война миров» и невероятной паникой, которую это радио-шоу наделало в Штатах;

— Весь фильм посвящен ностальгии по так называемой «эпохе радио». Эта эпоха началась в Америке в 20-е годы прошлого столетия и продолжалась вплоть до начала 50-х, когда радио окончательно проиграло свои позиции телевидению, как основному источнику новостей и развлечений. За эти тридцать лет американцы привыкли к тому, чтобы узнавать всё новое не от друзей и не из газет, а со слов радиоведущих;

Radio_Days_2

— «Эпоха радио» — редкий случай в карьере Аллена: весь фильм он комментирует происходящее за кадром, но ни разу не появляется на экране. И при этом его имя не фигурирует в титрах;

— Известна приверженность Аллена актерам, с которым он работал ранее. В частности, в «Эпоху радио» из предыдущего фильма «Пурпурная роза Каира» перекочевали сразу несколько исполнителей – Джефф Дэниелс, Миа Фэрроу и Дэнни Айелло. И если Айелло и Дэниелс появляются в кадре ненадолго, то у Фэрроу – полноценная роль. Вполне возможно, сказалось и то, что режиссер и актриса находились в гражданском браке. Эта была шестая по счету совместная работа Аллена и Фэрроу из, в общей сложности, тринадцати картин. С Дайан Китон Аллен работал восемь раз, в том числе шесть раз находился с ней вместе в кадре и семь раз руководил съемочным процессом;

— «Эпоху радио» гораздо лучше приняли в Англии, нежели на родине режиссера. Британская академия присудила картине две премии, за «Лучшие костюмы» и за «Лучшую работу художника-постановщика», из семи номинаций. В Америке лента была номинирована всего в двух категориях (сценарий и декорации), и не получила ничего. Фильм также был выбран для показа на Канском кинофестивале, но вне конкурсной программы;

— В одном из интервью Вуди Аллен сказал: «Если приглядеться, то «Эпоха радио» — это даже не художественный фильм, а мультик. Достаточно взглянуть на персонажей – моих родителей, дядюшек и тетушек, моих бабушек, моих учителей – чтобы понять, насколько «по-мультяшному» преувеличены их достоинства и недостатки»;

— Это один из пяти фильмов, в которых сыграла еще одна муза режиссера – актриса Дайэнн Уист. Дважды за свои работы у Аллена она удостаивалась Оскара в категории «Лучшая второстепенная женская роль». Уист также снялась в другом фильме Аллена 1987 года выпуска – «Сентябре»;

— Сюжет построен вокруг мальчика Джо, которого сыграл совсем юный Сет Грин. Джо – это, без сомнения, альтер-эго самого Аллена, а «Эпоха радио» — своеобразная автобиография.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий