банкомат 2011 триллер ужасы

Триллер «Банкомат» (ATM, 2011)

В жанре фильмов ужасов существует отдельное направление, рассказывающее о восстании против человека неодушевленных предметов. К частности, в экранизации бестселлера Стивена Кинга «Кристина» автомобиль приревновал своего владельца к другим гуманоидам. А в нидерландском жутике «Лифт» означенное в названии механическое устройство сознательно уничтожало пассажиров. Спешу вас обрадовать, режиссер фильма «Банкомат» Дэвид Брукс не додумался до того, чтобы прибор по выдаче наличных отгрызал клиентам конечности. В данном случае банкомат – это не причина кошмаров, а всего лишь место, где разворачиваются события ленты.

… Вообще-то Дэвид изначально не собирался на очередной скучный новогодний корпоратив, тем более что за рулем, но его подбил коллега Кори, намекнувший на последнюю возможность сблизиться с очаровательной бухгалтершей Эмили, которая, по слухам, увольняется. Собрав волю в кулак, молодой яппи предлагает довезти девушку до дома, однако вездесущий друг в последний момент падает парочке на хвост. И если бы не этот неприятной наружности болтливый клерк, то Дэвид мог вполне рассчитывать на романтическое продолжение вечера. И уж точно никто из этой троицы не предполагал, что ближайшие несколько часов они проведут не в уютной компании друг друга и казенной бутылочки текилы, а в тесной и холодной будке банкомата, терроризируемые зловещим маньяком в капюшоне…

Картину Дэвида Брукса «Банкомат», в основном, ругали за то, что при всей реальности ужаса сама ситуация, в которую попадают три незадачливых работника финансовой сферы – из серии «очевидное – невероятное». И то правда, чтобы стать заложником собственной дурости, как раз большого ума и не надо. Кое в чем помог персонажам сценарист ленты Крис Спарлинг, выдумавший мифическую пиццерию, где в оплату не принимают банковские карты, а также сообразивший, что машину с неисправной сигнализацией нужно ставить как можно дальше от банкомата, дабы предоставить любым криминальным элементам максимальную фору.

Герои не отстают от своего создателя, ведь именно душка Дэвид вместо того, чтобы доставить себя в теплую постельку Эмили, безропотно тащит свой зад в противоположную сторону. Да еще и потакает всем прихотям своего накидавшегося спиртным приятеля. Формальной жертвой сего рождественского злоключения можно было бы считать юную девицу, но и та, видимо, соскучившись по мужскому вниманию (хотя с внешностью Элис Ив подобное объяснение кажется странным), спокойно уезжает в ночь с двумя плохо знакомыми коллегами по уже бывшей работе. Таким образом, череда дурацких случайностей и случайных глупостей приводит к тому, что все трое оказываются заперты в стеклянной клетке в центре безлюдной парковки, по которой бродит матерый убийца.

Очевидно, в разряд клаустрофобных триллеров картина «Банкомат» тоже не попадает. Здесь нет реально замкнутого пространства, как в «Погребенном заживо», как и нет физической привязки к конкретному месту, как это было в знаменитой «Пиле». Три неудачника не в состоянии покинуть финансовый скворечник только потому, что до ужаса боятся не успеть, не справиться, не сдюжить. Типичная проблема нынешнего поколения офисного планктона, привыкшего заранее оценивать риски, а затем действовать, когда как в иных случаях необходимы именно необдуманные и рискованные шаги.

Зловещий маньяк одерживает верх по одной причине – он-то, зараза, все продумал наперед, предсказав и сковывающий жертву страх, и холодные объятия непогоды, и появление в кадре нежеланных гостей, с коими «мистер Капюшон» расправляется незамедлительно и жестоко. Да, пойманные в западню могли бы убежать или, на худой конец, попытаться одолеть маньяка втроем против одного, но ожидание неудачи подчас страшнее самой неудачи. Эта психологическая ущербность и предсказуемость всех без исключения героев вкупе с лишенной всяческого смысла концовкой создает ощущение, что авторы фильма «Банкомат» сознательно издеваются над зрителем, одного за другим вытаскивая несуществующих кроликов из несуществующей шляпы.

И тут можно лишь посетовать, что Бруксу и коллегам не пришла в голову идея снять кино про банкомат-убийцу. Ведь создали же фильм про автомобильную шину, взрывающую своим недругам головы? И чем автомат по выдаче купюр хуже любого другого компьютеризированного устройства, внезапно возомнившего себя центром мироздания? Но эта светлая мысль упругие головы авторов триллера «Банкомат» даже не посетила, а посему перед нами довольно примитивный, хоть и динамичный, почти не страшный, но весьма атмосферный, не очень логичный, но все же смотрибельный хоррор среднего пошиба. Безусловно, хотелось бы понять, кто этот загадочный мерзавец в пуховике и чем он руководствуется, выбирая место и время для своих злодеяний, но этот ребус создатели оставили за кадром.

Добавить комментарий