крепкий орешек 5 уиллис сиквел боевик

Боевик «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» (2013)

Как бы так начать издалека, чтобы никого не обидеть. Может, с того момента, как Голливуд решил снять «Крепкий орешек 5» в Нерезиновой? И немного на Украине, которая на самом деле Венгрия, что для большинства западных зрителей – то же яйцо, только вид сбоку. Отечество тотчас встрепенулось, ведь прибытие в столицу Брюса «Джона МакКлейна» Уиллиса – это вам не рекламу одного печально известного банка на билбордах расклеивать. Это и впрямь супер.

… Напарник изрядно обрюзгшего Джона МакКлейна сообщает ему пренеприятнейшее известие: сын самого знаменитого копа Нью-Йорка не только странным образом оказался ин-Москоу-сити, но еще и сумел угодить на рашн нары. МакКлейн, будучи известной затычкой в каждой бочке, берет отгул и мчится Аэрофлотом в столицу нашей отчизны, дабы силой своего природного магнетизма освободить чадо из неволи. Однако выясняется, что Джек МакКлейн вовсе и не нуждается в покровительстве. Мало того, отца родного он всеми фибрами души терпеть не может, особенно когда тот вмешивается в опасную спецоперацию. Да, Джек вырос и стал секретным агентом, в чью задачу входит освобождение политического диссидента Комарова, за которым охотится банда головорезов чиновника Чагарина.

У Комарова в рукаве туз – компромат на русского политика. Поэтому Чагарин точит на него зуб и прочие острые предметы. Но пока рядом МакКлейны (теперь уже старший и младший), добраться до него не так-то легко. Комаров же пообещал, что сдаст своего бывшего партнера по бизнесу с потрохами, только вот папку с документами достать надо. А папка та в сундуке, то бишь сейфе. Сейф тот в утке, точнее, в бункере в Припяти. А Припять, кто не в курсе – ближайшая точка к эпицентру Чернобыльской катастрофы. Там сейчас никто ни живет, но сейф-то железный, ему пофиг на радиацию. Джон и Джек крадут тачку с арсеналом малой полинезийской армии и в одну ночь доезжают из Москвы в чернобыльский постапокалипсис. Где им предстоит финальная схватка с предателями, биг бада-бум и выяснение отношений отцов и детей…

В былые годы адепты советской антиголливудской пропаганды сочли бы столь очевидный демарш за яркий пример загнивающего американского кинопрома. Зачем ругать, когда можно возрадоваться? Устроить такие пышные похороны одному из самых популярных и долгоиграющих американских боевиков – это ж праздник какой-то. И, главное, своими руками, безо всякого злого умысла, одними благими намерениями. Ведь не секрет, что иные киносериалы живут до тех пор, пока из них можно выжать хоть копейку денег. И, несмотря на то, что «Крепкий орешек 5» показал наихудшие результаты внутри франшизы, уступив предыдущим фильмам по всем статьям, продюсеры не намерены выпускать МакКлейна в тираж и всерьез обсуждают выход шестой картины.

Возвращаясь к эйфории, связанной с участием узких московских улочек и родных физиономий в новом голливудском блокбастере «Крепкий орешек 5»: после премьеры воодушевленность сменилась унынием. И вроде холодная война закончилась, и на дворе уже век технологический, а клюква по-прежнему развесистая. Дотошные зрители успели отметить и корявые номера машин с использованием нетипичных букв, и альтернативный сценарий чернобыльской катастрофы, и прочие антихудожественные ляпы, как, например, ночной пробег из Москвы в Припять (не беда, что там почти 1000 км по прямой). В общем, лажи с лихвой хватает. Спасибо хоть, московские полицейские не бегают в ушанках со звездой во лбу.

Над персонажами романа Родерика Торпа в этот раз измывался некто Скип Вудс, крайне неровный сценарист, у которого есть и очевидные удачи («Кровавый четверг», 1998) и весьма посредственные работы. Этот товарищ ответственен за спин-офф про Росомаху, а также, внимание, автор совершенно идиотской экранизации популярной компьютерной игры «Хитмэн». Судя по всему, именно последняя лента послужила решающим фактором для найма, так как действие «Хитмэна» тоже частично происходит на территории России. Только вот никто не учел разницу – то был эксперимент, сняли и забыли, а сага про МакКлейна – это бренд, почти знак качества и визитная карточка Уиллиса. Актеру же в последнее время агенты вовсе не дают читать сценарии, ограничиваясь лишь суммами гонораров. Берем от восьми знаков и точка.

Кого-то искренне порадовал факт, что в ролях наших – наши. Или немцы. Или югославы. Короче, сборная Европы. Правда, своим голосом в фильме говорит только Юлия Снигирь, не бог весть какая звезда местного разлива. И да, они все плохие. Образ хорошего русского в Голливуде – это пьяный космонавт на МКС, милиционер-дуболом или, в лучшем случае, разношерстные представители эмиграции.

Но бог с ним с локализацией. На месте русских бандитов и коррупционеров могли быть китайские моджахеды, арабские скинхеды или польские исламисты. Невелика разница, особенно с точки зрения голливудских воротил кинобизнеса. Беда в том, что весь «Крепкий орешек 5» – это одно сплошное фуфло, дешевый трэш и метание бисера перед свиньями. Не скупясь на графику и картинку (хотя оператора-алкоголика явно выдают постоянно трясущиеся руки), создатели вообще перестали обращать внимание на логику и здравый смысл. Задорный сарказм МакКлейна уступил место стариковскому брюзжанию, колоритные злодеи превратились в схематичные мишени, а диалоги процентов на 90 состоят из набивших оскомину клише. Будто бы и не «Крепкий орешек» это вовсе, хит эпохи видеосалонов и первых частных кабельных каналов.

И если обратиться к кулинарной терминологии, то вместо изысканного кушанья к столу подали винегрет. Мешанину из наспех склеенных эпизодов, приправленных современными технологиями, коим в культовом олдскульном боевике совсем не место. Понятное дело, для зрелищности и в угоду формату IMAX (за который зритель заплатил вдвое дороже). И все это под слащавым соусом невменяемой морали о становлении отцовско-сыновьих чувств. Это, конечно, мило и трогательно, что МакКлейн-младший теперь бегает и мочит гадов вместе с папашей, только вот где юмор? Где самоирония, здоровый скепсис и бесшабашность? Где, черт побери, Джон МакКлейн, который четыре фильма подряд «тяжело умирал»? Воистину, это не просто хороший, это отличный момент, чтобы франшиза двинула кони. И никто не заплачет. Потому как о мертвых – либо хорошо, либо ничего.

Добавить комментарий