После нашей эры фильм 2013 фантастика приключения уилл смит

Фантастика «После нашей эры» (After Earth, 2013)

Нет сомнения, что человечество в ленте «После нашей эры» прошло тот же скорбный путь, что и режиссер М. Найт Шьямалан. Только вот если с родной планеты улететь еще можно, то от себя любимого не убежишь, не скроешься. По карьере индийского постановщика можно написать трактат «О нецелесообразности тиражирования таланта в угоду материальным потребностям». Увы, дарования Шьямалана хватило лишь на затравку: его фильмография представляет собой круто падающую кривую, ибо с каждым разом фильмы под его чутким руководством получаются все глупее и площе.

… Ухайдокав Землю-матушку, люди оставили родину в руинах и отправились искать счастья в иные миры. Их прибежищем стала планета Нова Прима, на которой уже успели обосноваться недружелюбные крокозябры «урсы». Монстры, отслеживающие цель по источаемым ею флюидам страха, по-быстрому нашаманили вновь прибывшим геноцид. Запах страха, источаемый поселенцами, чуть было не погубил их, но бесстрашный боец Рэйдж проявил чудеса храбрости на поле брани. Закупорив панику, он стал невидим для противника и перерезал кошмарных тварей ножичком, как помидоры в салат.

Прошли годы. Рэйдж повысился до ранга командора спецподразделения рейнджеров. Структура «Призрак» объединила самых психически устойчивых воинов. Туда же стремится всеми силами попасть и единственный сын командора – Китай. После гибели сестры от лап ненавистных «урсов», Китай хочет доказать отцу свою преданность. Однако «солдат, не знающий слов любви» Рэйдж не слишком сочувствует сыновним неудачам и сквозь пальцы взирает на успехи, ибо большую часть времени проводит на границе галактики, сражаясь за хрупкую независимость Нова Примы.

Судьбой отцу и сыну уготовано испытание. Отправившись вместе на учения, они попадают в астероидную бурю и падают на планету со строгим карантином – бывшую колыбель человечества. На Земле теперь безраздельно властвует флора и фауна, а главный закон – закон выживания сильнейших. Посадка не была гладкой, отец сломал обе ножки и не в силах продолжать путь. А идти надо, ведь в отвалившемся в процессе падения хвосте находится мегапередатчик, способный кинуть клич в глубокий космос. Снабдив отпрыска остатками кислорода, именным мечом-раскладушкой и суровым напутствием, Рэйдж отпускает Китая в свободное плавание по джунглям, кишащим дикими зверями, огромными птицами, ядовитыми слизняками и сбежавшим с борта звездолета «урсой»…

Уиллу Смиту не в первой работать с жанром фантастики. Он уже усмирял точным хуком инопланетянина в «Дне независимости», перебил кучу космической нечисти в трилогии «Люди в черном» и даже пытался выжить в безлюдном Нью-Йорке после апокалипсиса («Я – Легенда»). Собственно, именно Смит настоял на том, чтобы придуманная им история об отце и сыне из банального похода превратилась в научно-фантастический экшн. Он же настоял на том, чтобы у руля проекта встал индус М. Найт Шьямалан, а роль Китая сыграл ни кто иной, как родной отпрыск Смита – Джейден. И тут звездный актер снова не оригинален, ведь он уже успел засветиться вместе с сынулей в кадрах драматической ленты «В погоне за счастьем».

Смиту уже давно тесно в рамках актерской профессии. Неплохо прокачав кошелек еще в бурной молодости, будучи участником модного хип-хоп дуэта Jazzy Jeff & the Fresh Prince, Смит использовал прилипший никнейм в популярнейшем телесериале «Принц из Беверли-Хиллз» и быстро перерос рамки голубого экрана. Благодаря «Плохим парням» Майкла Бэя актер стал полноценной и высокооплачиваемой звездой Голливуда, и вскоре уже сам спонсировал собственные проекты. Его первый продюсерский опыт был получен на картине другого известного чернокожего хохмача, комедии «Шоу начинается» с Эдди Мерфи. Только для Мерфи это было началом конца, а у Смита все было впереди.

Однако в этот раз чутье Уилла подвело. Фактически, он совершил четыре фатальные ошибки, одну за другой. Во-первых, он запулил в банальный сюжет 130 миллионов денег. Во-вторых, он не вовремя поверил в собственный талант сценариста, хотя до сих пор старался избегать непосредственной работы с текстами. В-третьих, он доверился Шьямалану, у которого последние семь лет, начиная с «Девушки из воды», все валится из рук, а провал с «Повелителем стихий» и вовсе мог поставить на карьере индуса жирный крест. И, наконец, главное – покровительство сыну Джейдену, который в 2006-м («В погоне за счастьем») был обаятельным чернокожим мальчиком, но окромя широко распахнутых глаз и детской непосредственности ничем не выделялся. Его подростковый вариант растерял остатки очарования, и Джейден превратился в худосочного парнишку без видимых зачатков одаренности.

Для провала «После нашей эры» хватило бы и половины вышеозначенных причин, однако все вместе они утопили проект в убытках, которые грозятся надолго запечатать Шьямалана и серьезно ослабить продюсерские позиции Смита. Шутка ли, в родном прокате лента «После нашей эры» не отбила и половины бюджета, сумев сократить потери лишь за счет международных показов, в том числе и в России.

Спрашивается, чего не хватило? Искренности и драйва, в первую очередь. Логики, продуманного сюжета и интриги – во вторую. Даже спецэффектов, и тех с гулькин нос, если не считать таковыми несколько образчиков компьютерной фауны, от которых за версту веет неправильно спаренными пикселями. Малолетний Джейден банально плох, наглядно подтверждая принцип «отдохнувшей природы». Складывается впечатление, что в жизни Смит шпыняет потомка не меньше, чем в кино, ибо звезды из младшего не будет, но папаша назойливо старается. Оно, конечно, дело хозяйское, можно даже сказать, семейное, но настойчивость протекции смущает. Мол, «полюбите нас черненькими, а беленькими негры не бывают» (с).

Хуже всего, что фильм-то скучный и предсказуемый с самого начала. Пара тревожно-напряженных моментов с лихвой компенсируется тягомотиной диалогов и красочными видами пейзажей Коста-Рики, в коих Спилберг некогда оформил свой куда более энергичный экшн «Парк Юрского периода». Потенциал у истории Смита и Гари Уитта действительно был неплохой, но откровенно позорная актерская игра и давно дрогнувшая рука Шьямалана уничтожили замысел. Всецело переживать за парнишку, скачущего на ногах-спичках по лесам, не получается, ибо «хэппи-энд» неизбежен. Скупая слеза не прольется по щеке, как это было в картине «В погоне за счастьем», где Смит ночевал в туалете, трогательно обнимая малолетнего Джейдена. Увы, все пафосно, шаблонно и схематично, словно деньги были не потрачены, а «освоены».

Но больше всего смущают представления Смита и компании о будущем, в котором человек по-прежнему является самым слабым звеном в пищевой цепочке, а продвинутые технологии коснулись лишь аспекта коммуникаций. Защищенный интерактивным, но непрочным костюмом, младший Рэйдж бегает по лесам со шприцом в рюкзаке и копьем, словно и не было «Звездных войн», «Искусственного интеллекта» и «Аватара». Да и задумка со слабовидящим инопланетным монстром,  вынюхивающим врагов, не выдерживает никакой критики. Лучше б ты, батяня, сыночку наган вручил именной, нежели эту палку-копалку.

Добавить комментарий